«Альпийский самоубийца» не имел права летать?

Опубликовано: 18 октября 2018

Второй пилот, в конце марта погубивший немецкий «Аэробус» над Альпами, не имел права летать: французская прокуратура изучает вопрос об ответственности авиакомпании Lufthansa и её дочернего предприятия Germanwings за гибель 150 человек.

Прокуратура Марселя, которая ведёт дело о крушении немецкого самолёта над Французскими Альпами, намерена проверить вопрос об ответственности за аварию авиакомпании-собственника самолёта. Пока обвиняемыми по делу об авиакатастрофе выступают неизвестные, но не исключено, что в будущем в нём появится новый ответчик – авиакомпания Germanwings, дочернее предприятие крупнейшего авиаперевозчика Германии Lufthansa. Согласно данным, которые на сегодняшний день собрало французское следствие, «Аэробус» А320, следовавший рейсом 4U9525 из Барселоны в Дюссельдорф, погубил второй пилот Андреас Любиц (Andreas Lubitz). Улучив момент, он заперся в кок-пите и поменял показания приборов так, чтобы лайнер изменил курс, пошёл на снижение и врезался в горный массив. «Расширенное самоубийство» лётчика с психическими проблемами стоило жизни 150 пассажирам и членам экипажа.

Сейчас в деле постепенно появляются новые подробности: ведущий расследование катастрофы французский прокурор Брис Робен (Brice Robin) заявил, что Андреас Любиц к моменту зачисления в экипаж «Аэробуса» в качестве второго пилота был негодным к лётной службе. Психологическое состояние 27-летнего лётчика было нестабильным, он был угнетён и подавлен, страдал психическим заболеванием и к тому же боялся ослепнуть. Любиц, как показали врачи, к которым пилот обращался за помощью, «на 30 процентов видел только темноту, сменявшуюся световыми вспышками, как при отслоении сетчатки». В течение пяти последних лет Андреас Любиц консультировался у 41 различного специалиста, за месяц перед катастрофой он обращался к семи докторам, сообщив некоторым, что по ночам спит не больше двух часов. На десять из 24 рабочих дней марта у лётчика имелся больничный лист. Свои походы к врачам пилот в основном скрывал, хотя в некоторых случаях его сопровождали мать или подруга. К выводам о негодности Андреаса Любица к полётам параллельно пришли несколько медиков, один врач поставил диагноз «психоз». В связи с врачебной тайной ни один из них не поделился сведениями с авиакомпанией-работодателем лётчика. Сам Любиц делал всё, чтобы скрыть заболевание от коллег и начальства. Через несколько дней после мартовской катастрофы председатель правления Lufthansa Карстен Шпор (Carsten Spohr) заявил, что второй пилот Андреас Любиц «был на сто процентов готов к полётам». Действительно, все внутренние нормативы Любиц сдал и благополучно прошёл тест на пригодность к управлению самолётом – несколько лет назад, по окончании лётной школы, учёбу в которой прерывал из-за депрессии.

В случае, если прокуратуре удастся собрать достаточно доказательств чьей-либо виновности и дело будет передано в суд, иск будет рассматриваться в Марселе. Брис Робен сообщил, что предлагал отдать дело коллегам в Дюссельдорф, так как большинство жертв катастрофы оказались гражданами Германии, самолёт принадлежал немецкой авиакомпании и управлялся немецким экипажем. Но дюссельдорфская прокуратура отказалась вести расследование гибели «Аэробуса».

Представители компании Lufthansa заявили, что не располагают информацией об открытии против неё или дочерних предприятий уголовного дела в связи с крушением «Аэробуса». Пока что в распоряжении прокурора Робена нет никаких доказательств того, что работодателю Любица могло быть что-либо известно о его состоянии здоровья. Однако вероятная ответственность авиакомпании неминуемо будет проверяться следствием в дальнейшем. Если Андреас Любиц действительно не мог летать, то каким образом внешние проявления его проблем со здоровьем и психикой могли быть скрыты от коллег и начальства пилота? А главное – какие требования по медицинскому переосвидетельствованию лётного и технического персонала действуют в Germanwings и Lufthansa и как соблюдаются предписания?

Ожидание ответов на эти вопросы, вероятно, мучает многих, чьи близкие стали жертвами авиакатастрофы в Альпах. После долгих поисков останков, длительной процедуры опознания и сбора доказательств первые тела погибших на прошлой неделе были переправлены из французского департамента Альпы Верхнего Прованса в ФРГ и переданы родственникам для погребения. Останки тел, которые оказалось невозможным идентифицировать, будут преданы земле в общем гробу на месте авиакатастрофы. Там же французские власти планируют установить памятник.

Читайте также: Новости Новороссии.