Дорогами в России займется еще одна госкорпорация

Опубликовано: 23 января 2020

В ближайшее время в России может появиться еще одна госкорпорация — «Автодор», в распоряжение которого выделят минимум 164,5 млрд долларов. По замыслу Минтранса она должна стать общенациональным оператором дорожной сети, занявшись модернизацией дорог федерального значения и переводом их в режим платных. Усиление роли государства в экономике после Вагита Алекперова обеспокоило и другого нефтяника — гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова.

Если президент Владимир Путин одобрит идею Минтранса, соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму до конца этого года. А на днях в Думу был внесен закон о создании самой большой госкорпорации — «Ростехнологий». Его президент внес без согласования с правительством.

«Автодор» займется модернизацией дорог федерального значения на условиях концессионных соглашений и переводом их в режим платных», — говорит собеседник «Коммерсанта» в Минтрансе. По его словам, на днях концепция создания госкорпорации под условным названием «Автодор» легла на стол министра транспорта Игоря Левитина. Предполагается, что в течение двух недель документ будет доработан, после чего министр представит его Владимиру Путину.

Другой источник Ъ в Минтрансе утверждает, что за образец разработчики документа взяли законопроект о Госкорпорации по строительству олимпийских объектов («Олимпстрой»). По его словам, созданная «с нуля» дорожная госкорпорация станет эксплуатантом части платных дорог, а также будет привлекать подрядчиков из числа участников рынка для ремонта и содержания трасс.

Официально в Минтрансе и Росавтодоре новую госкорпорацию не комментируют.

Богданчиков: государства в «нефтянке» уже достаточно

По мнению гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, дальнейшее усиление государства в нефтянке «нецелесообразно», потому что может ударить и по отрасли, и по населению. Такими мыслями Богданов поделился на пресс-конференции, посвященной 30-летию «Сургутнефтегаза».

У нефтяников есть конкурентная среда. Без нее «уже завтра» будет падение добычи, рост цен на нефть и нефтепродукты, а следом «и на все абсолютно», предупредил Богданов.

«Общество потребителей должно стоять и не допускать монополизма», — цитирует нефтяника газета «Ведомости». И в истории есть такие примеры. Самый яркий — Standard Oil Джона Рокфеллера, которую в 1911 г. антимонопольные органы решили разделить на семь частей. Из них потом выросли сегодняшние гиганты — Chevron, ExxonMobil и остальные.

«Озабоченность» усилением госкомпаний недавно высказал Вагит Алекперов, президент «Лукойла», крупнейшей частной нефтяной компании России.

Представители Федеральной антимонопольной службы вчера не стали комментировать, может ли концентрация нефтянки в госкомпаниях повлиять на конкуренцию и цены на сырье.

Россия — страна госкорпораций

По сути, госкорпорация является госкомпанией с особым статусом. Создаваемые специальным законом госкорпорации выведены из-под прямого контроля правительства РФ, их руководителей назначает лично президент, прибыль может не подлежать распределению, правила раскрытия информации менее жесткие, чем для ОАО.

Мода на госкорпорации появилась в России в этом году после создания трех первых — Банка развития (Внешэкономбанка), «Роснанотеха» и Госкорпорации атомной промышленности.

На очереди «Олимпстрой» и грандиозная махина «Ростехнологии» (создается на базе ФГУП «Рособоронэкспорт») — законопроекты о них поступили в Госдуму в сентябре.

Читайте также: Новости Новороссии.