Экология в России: сначала губим, потом спасаем

Опубликовано: 7 июня 2023

Вот у нас сейчас стали за экологию сильно бороться, слава Богу. Поняли, что самое ценное в мире – это окружающая нас природная среда. Трубу нефтепровода от Байкала подальше перенесли. Сам бывший президент указал пальцем на карте, что надо его на 40 километров севернее строить. А тогдашний руководитель «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что он солдат, и стало быть, выполнит приказ командира.

А, кроме того, надо спасать самое большое и глубокое пресноводное озеро в мире от целлюлозно-бумажного комбината. Это еще Совет министров СССР сделать пытался, но так ничем его старания и не кончилось, ни одно постановление правительства не выполнялось до конца. Ну, а в девяностые об экологии заботились только одним способом, зато самым эффективным – просто закрывали заводы. Радикальный путь. А ЦБК никак не могли на замкнутый цикл перевести, потому что рядом был город, который тоже очистными сооружениями комбината пользовался. Вот как все запуталось.

Но теперь комбинат, отравлявший «славное море – священный Байкал», перевели-таки на вожделенный экологами замкнутый цикл производства. Конечно, проблемы, как уточнил министр природных ресурсов и экологии Трутнев, еще остались – например, с газоочисткой, но основное сделано. Однако самые радикально настроенные борцы за чистоту природы говорят, что надо бы этот комбинат вообще закрыть от греха подальше. Кстати, из-за недостатка сырья он и закрылся, но пока только на неделю.

А на днях произошло тоже крупное экологическое событие, только со знаком «минус» – наше правительство, видно, посчитало, что вода и воздух должны быть чистыми только в Сибири, а во всех остальных местах переход на бензин стандарта «Евро-3» и «Евро-4» явно не к спеху. Заводы нефтеперерабатывающие, видите ли, не готовы. А чего им и готовиться, раз с них никто не спрашивает-то? Из года в год введение европейских стандартов откладывали и переносили, хоть и пришлось ввести впрыск топлива и каталитические нейтрализаторы даже для старых еще советских моделей авто. Нет, на экспорт у нас и бензин, и машины идут что надо, всем стандартам соответствуют, иначе ведь капризные европейцы не примут. А наши граждане, скажем, в центре Москвы чем дышали, тем и будут дышать, и так «до самых до окраин, с южных гор до северных морей». В Лондоне дышать можно, в Париже, Токио…, ну а у нас вроде Мексики.

А так мы о Байкале заботимся – экспедиции посылаем. Аппараты «Мир» глубоководные там нефть ищут. Беспокоятся – может подземные источники загрязняют незаметно уникальное озеро, «стабфонд» пресной воды для будущих поколений. Что же о нас потомки подумают? А с другой стороны, чего же им и думать, если альтернативный источник загрязнения, и далеко не скрытый – вот этот самый ЦБК – мы столько лет терпели и еще, кстати, некоторое по крайней мере время будем терпеть? Ну, ничего, скоро все поменяется. Наверняка у нас будут и нормы «Евро-3», и еще более строгие – ведь главное, что мы начали наводить порядок в своем природном домике. Вот президент мечтательно вспомнил о том, что в Европе за малейшее нарушение в экологической сфере, «за каждый чих» сразу наступают карательные санкции. У нас пока такого нету. Но если нашу «экологическую полицию» заставить работать, порядок мы наведем.

Читайте также: Новости Новороссии.