Какая правда о Великой Отечественной войне нам нужна?

Опубликовано: 11 ноября 2019

Как и следовало ожидать, все смешалось в День защитника Отечества на нашем телевизионном экране: во множестве фильмов, созданных в разные времена, красные били белых, а белые — красных, наши доблестно сражались с басмачами, немецкими фашистами и афганскими моджахедами, а последние, в свою очередь, безжалостно крошили наших, но наши, даже погибая, выходили победителями, отдав свои молодые жизни за Родину, непонятно зачем пославшую их на смерть в далекой горной стране. Впрочем, создатели подобных лент, как и бойцы в армии, вопросов не задают. Для них война — экшн, захватывающее приключение, в котором только и может проявить себя настоящий мужчина.

В праздничный день на одном телевизионном поле (хотя и на разных каналах, но зрителю это все равно) сошлись «Офицеры» и «Господа офицеры: спасти императора». Первые сражались за советскую власть, вторые — против нее. И те и другие защищали Родину. В честь первых, победивших вторых, и был в 1918 году основан праздник 23 февраля. Как сказал бы Жванецкий: «ТщательнЕе надо, ребята, составлять программу!» Дабы у зрителей не ехала «крыша»: кто герои, кто злодеи? И за что, в конце концов, боролись наши доблестные предки?

В промежутках между фильмами звезды пели военные песни. Особенно поразил Олег Газманов. Сначала он исполнил собственных «Офицеров», во время которых зал по традиции встал, а на глазах суровых и несентиментальных военных заблестели слезы. Но едва отзвучали последние аккорды, заставляющие в унисон стучать сердца, певец предложил публике сменить тональность, посвистеть и похулиганить. Предложение оказалось тем более неожиданным, что в зале на первом ряду вместе с высшими военачальниками страны сидел и недавно избранный Патриарх всея Руси Кирилл. Поскольку камера во время исполнения «хулиганской» песни «Солдаты» ни разу в зал не посмотрела, можно предположить, что предложение Газманова отклика не нашло. И почему на песне «Офицеры» нужно вставать и плакать, а на «Солдатах» — свистеть и хулиганить, тоже осталось непонятным. Участь-то солдатская отнюдь не слаще офицерской.

Единственную значимую премьеру этого праздничного дня представил канал НТВ. Фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» — документальная драма, посвященная одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны: битве за Ржев и Вязьму, продолжавшейся с небольшими перерывами более года. Как сказал один из моих коллег, за этот фильм НТВ можно многое простить. Не уверена. Фильм «Ржев…» — редчайшее исключение из нынешних правил. Это в лучшие годы канал НТВ славился своим документальным кино, которое снимали Леонид Парфенов, Светлана Сорокина, Евгений Киселев, Алексей Поборцев. Потом пришли другие времена , другие имена и другие фильмы.

Алексей Пивоваров — птенец еще того, парфеновского гнезда. В информационных рамках ему явно тесно. «Ржев» — его первый опыт на новой ниве. Пивоваров снимал его почти год, прибегнув к методу художественной реконструкции (к счастью, весьма дозированной). Куда интереснее здесь кадры реальной хроники, комментарии историков и свидетельства непосредственных участников тех событий, причем как с нашей, так и с немецкой стороны. Эти свидетельства придают фильму ту необходимую эмоциональную окраску, которой старательно избегает сам Алексей Пивоваров. Он выступает в роли беспристрастного исследователя, который пытается понять, почему эта военная драма оказалась практически вычеркнутой из истории Великой Отечественной и какую цену заплатила за нее наша армия, потерявшая здесь по самым скромным подсчетам более миллиона человек.

Один из самых пронзительных моментов фильма — рассказ о подвиге командующего 33-й армией генерала Михаила Ефремова, который оценили даже немцы. В апреле 1942 года, когда ситуация стала катастрофической, еда и боеприпасы иссякли и надежд на спасение не осталось, командование прислало за генералом У-2, приказав бросить войска и эвакуироваться. Но Ефремов лететь отказался («редчайший случай», констатирует Пивоваров). С остатками армии он попытался пойти на прорыв, был трижды ранен и покончил с собой, дабы избежать неминуемого плена. 19 апреля 1942 года немцы устроили торжественные похороны Ефремова. Выстроили лицом к лицу два строя: в одном — солдаты вермахта, в другом — русские военнопленные. Перед погребением немецкий чин призвал своих солдат сражаться за Германию так же, как генерал Ефремов сражался за Россию.

История ржевско-вяземско-юхновской операции — это история беспримерного мужества и беспримерного же терпения русских солдат и офицеров, мерзнувших на 40-градусном морозе, идущих в наступление по пояс в снегу или в непролазной грязи. Это история военнопленных, умирающих от истощения в лагерях. Это история мирных граждан, погибавших от артобстрела собственной армии. И это, увы, история недальновидности и жестокости военачальников, не считавших человеческие жизни во имя грядущей победы.

«Я убит подо Ржевом в безымянном болоте», — писал Александр Твардовский, увидевший весь этот ад своими глазами и потрясенный до глубины души. В безымянных болотах и сегодня находят тысячи незахороненных бойцов — на месте этих скорбных раскопок тоже побывал Алексей Пивоваров. Фильм, сделанный в лучших традициях НТВ, отличает внимание к подробностям и деталям. Авторы демонстрируют боевое оружие тех лет, военную форму наших и немецких солдат. Если первую зиму немцы, подготовившиеся к блицкригу, околевали в кованых сапогах и легких пилотках, то во время второй зимовки они уже получили меховые шапки, удобную теплую обувь и теплые двусторонние куртки, в которых можно было без проблем воевать даже в тундре. Стоит ли говорить, в чем воевали наши, оказавшиеся в длительном окружении? И что они ели? Один из участников тех боев вспоминает, что почитали за счастье мясо погибших лошадей.

И все-таки мы победили. Пусть и такой ценой. Удивительно, но и спустя почти 65 лет после великой Победы не умолкают споры о том, какая правда о войне нам нужна и стоит ли обнародовать для потомков истинную цену этой победы. В современных фильмах о той войне и ее победителях — все они герои, все они красавцы, все они поэты. И потому может показаться, что победа далась легко: одним кавалерийским наскоком. Фильмы, подобные фильму Алексея Пивоварова, опровергают этот новейший миф и могут очень не понравиться тем, кто считает, что тяжелая и неприглядная правда антипатриотична, ибо умаляет величие народного подвига.

На днях Сергей Шойгу выступил с инициативой — установить уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. Инициативу уже поддержал генеральный прокурор Юрий Чайка.

Опасная тенденция, однако. Трудно себе представить человека (по крайней мере в нашей стране), который осмелится отрицать очевидное. Нынешние отроки по невежеству своему — да, могут, но многие из них при никудышном уровне школьного образования совершенно искренне путают Великую Отечественную войну 1941-1945 годов с Отечественной войной 1812 года. И это не вина, а беда их. Куда опаснее, если, воспользовавшись инициативой Шойгу, закрепленной законодательно, за дело возьмутся псевдопатриоты, отрицающие любые дискуссии по поводу тех или иных событий и эпизодов Великой Отечественной войны.

Они, кстати, уже и взялись. Некий ветеранский начальник из Санкт-Петербурга, как сообщило «Эхо Москвы», заявил после просмотра фильма «Ржев…»: «За это автора не то что в тюрьму, его повесить нужно». Самые рьяные защитники Отечества, как правило, отличаются редкой кровожадностью, которой могли бы позавидовать самые беспощадные его враги.

Читайте также: Новости Новороссии.