Кому не дают покоя советские богатства

Опубликовано: 13 мая 2023

Латвийская правительственная комиссия по подсчёту ущерба от «советской оккупации» на прошлой неделе выпустила доклад по результатам своей деятельности. Так, согласно документу, ущерб экологии, который «коммунистический режим» нанёс Латвии, составляет не менее 365 млн. латов (667 млн. долларов). Отметим, что результаты комиссии пока предварительные: комиссия работает с массивами статистической информации экономик регионов и полная оценка ущерба будет готова в 2010 году. По не менее приблизительным данным, общие потери «оккупантов» в период 1950-1990 годов — материальные, демографические, моральные и экономические — составляют не менее 100 млрд. латов (более 187 млрд. долларов). В своих подсчётах комиссия опирается на сравнительный анализ ВВП республики с этим экономическим показателем Финляндии, Дании и почему-то Австрии. Дескать, по сравнению с этими странами ВВП Латвии из-за оккупации и недополучил вышеуказанную сумму.

Претензии комиссии не уникальны. На протяжении последних нескольких лет все страны Балтии пытаются привлечь Россию к ответственности и извиниться за «преступления коммунистического режима». Также Япония настаивает на возвращении части Курильских островов, Украина периодически пытается взять с России за «голодомор», а предприниматели предъявляют иски к российским компаниям.

Претензии к советскому режиму пытались законодательно закрепить на европейском уровне в 2003 году. Тогда с идеей осудить преступления всех тоталитарных режимов на международном уровне выступил в Совете Европы нынешний председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден.

Позже, в сентябре 2005 года, на политкомиссию ПАСЕ был представлен доработанный доклад «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма». Данный документ должен был восстановить историческую справедливость, осудив наравне с преступлениями нацистского режима Германии некоторые действия советских лидеров.

Российская сторона тогда восприняла резолюцию как оскорбление и попытку осудить не преступления, а саму коммунистическую идеологию. В результате доклад был изменён: вместо формулировки «преступления коммунизма» появилась формулировка «преступления тоталитарных коммунистических режимов», и резолюция была принята, хотя российская сторона голосовала против.

Несмотря на то, что формулировки документа предельно обтекаемы и размыты, что в нём не содержится никаких конкретных требований, некоторые страны, опираясь на него, пытаются, по словам их политиков, восстановить историческую справедливость.

«Комиссия по подсчёту ущерба от «советской оккупации» (в Латвии. — Ред.) создавалась для внутриполитических целей. Мол, во всех наших проблемах виноваты оккупанты, надо призвать их к ответственности, и тогда всё будет хорошо и замечательно. Правые политики понимают всю абсурдность этой идеи, но отказаться от неё не могут, потому что боятся недовольства со стороны общественности. Политики много лет убеждали народ в том, что «во всём виноваты оккупанты», и теперь сами стали заложниками этого», — заявил депутат сейма (парламента) Латвии от оппозиционной партии «За права человека в единой Латвии» Юрий Соколовский, слова которого приводит «РИА Новости».

Отметим, что комиссия была создана в соответствии с принятой сеймом Латвии 10 лет назад Декларацией об осуждении коммунистического тоталитарного режима. Суть в следующем: её участники считают, что эта Балтийская республика с 1940 по 1991 год была оккупирована Советским Союзом. Россия категорически отвергает такую постановку вопроса. РФ не раз заявляла, что не намерена признавать факт оккупации Латвии, так как такое требование, выдвинутое только в адрес РФ, не является обоснованным.

Тем не менее латвийская сторона настаивает, что «СССР оккупировал и аннексировал Латвийскую Республику, разрушил её государственное устройство, убивал, пытал и депортировал тысячи её жителей, противоправно отнимал у них собственность и проводил принудительную коллективизацию».

Комиссии было поручено до 2010 года подсчитать убытки и число жертв Советов. Как сообщил глава МИД Латвии Марис Риекстиньш, в настоящее время работа продолжается. Уточняется количество массовых захоронений, обобщается информация о репрессиях и массовых депортациях, подсчёт убытков. России как правопреемнице СССР будет предложено не только возместить нанесённый ущерб, но и принести извинения за события прошлых лет.

В требовании компенсации и извинений от России Латвия неоригинальна. С подобными требованиями регулярно выступают её соседи — Литва и Эстония. Так, в 2000 году литовский парламент принял закон, обязывающий потребовать от России компенсацию на сумму около 26 млрд. долларов. А в Эстонии государственная комиссия, созданная в 1992 году, ещё в 2004-м передала в парламент «Белую книгу» — отчёт об ущербе от «советской оккупации» на сумму 17,5 млрд. долларов. Из них 13,5 млрд. долларов — за гибель людей (по 75 тыс. долларов за каждого из 180 тыс. погибших) и 4 млрд. долларов — за ущерб экологии. Как уже писала «Наша Версия», Эстония претендует и на часть российской территории, из-за чего страны не могут подписать договор о границе.

Чтобы представить соответствующий ответ Прибалтийским республикам, группа депутатов Госдумы в 2003 году обратилась в Счётную палату РФ с просьбой определить, какой ущерб, в свою очередь, был нанесён России как правопреемнице СССР действиями Прибалтийских республик после развала Советского Союза. Учитывалась потеря советских финансовых поступлений в экономику стран, стоимость незаконно присвоенных объектов собственности СССР, находившихся на их территории, а также военной инфраструктуры и вооружений, доставшихся им после распада СССР.

Сергей Степашин, председатель Счётной палаты, тогда заявил, что сумма, которую потеряла Россия из-за действий Прибалтийских стран, больше, чем они требуют от России. Так, если у СССР общий объём продукции промышленности вырос к 1990 году по сравнению с 1940 годом в 28 раз, то в Латвии и Эстонии — в 61 раз, а в Литве — в 85 раз. Только Литва во время так называемой советской оккупации получила крупнейшие промышленные предприятия, включая такие гиганты, как «Мажейкю нафта» и «Ахема», сотни тысяч жилых домов, флот из 200 кораблей и так далее и тому подобное. В итоге некоторые экономисты оценивают ущерб, причинённый России, в 65 млрд. долларов.

И всё же Вильнюс неоднократно выказывал России свои претензии. Напомним, что в 1939 году прокоммунистические силы страны сформировали альтернативное «народное правительство», которое призвало СССР ввести в Литву войска. Позднее оно выступило с просьбой принять страну в состав Советского Союза. Особый накал данная тема приобрела накануне и после празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне. В мае 2005 года президент Литвы Валдас Адамкус отклонил приглашение российской стороны приехать в Москву на торжественные мероприятия. А в июне 2005 года литовский сейм принял резолюцию «В связи с 65-летней годовщиной начала советской оккупации и первой массовой высылки в ссылку литовских граждан». Главным пунктом резолюции является возврат к теме непризнания Россией факта оккупации.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин признал факт ввода Красной армии в Литву, подчеркнув, что соответствующая позиция России уже зафиксирована в литовско-российском договоре об основах государственных отношений от 29 июля 1991 года. Путин отказался признать факт оккупации Прибалтики в 1945 году, как того требовала Литва перед празднествами, посвящёнными Дню Победы, так как, по его словам, Россия не могла оккупировать в 1945 году то, что имела в 1939-м.

Несмотря на весьма громкие заявления, причём зачастую на очень высоком уровне, эксперты полагают, что ни страны Балтии, ни Россия не будут официально предъявлять претензии друг к другу. По мнению аналитиков, максимум, что может сделать, скажем, латвийская комиссия, это представить доклад в соответствующую инстанцию ЕС, где дело может рассматриваться годами без внятных перспектив. В итоге публикация размера убытков от оккупации нужна действующему правительству по одной причине: чтобы отвлечь жителей от проблем, связанных с экономическим кризисом, точнее сказать — коллапсом.

Это подтверждает эпизод из жизни другой постсоветской страны. Как только внутриполитическая обстановка на Украине стабилизировалась, утихла и антироссийская риторика. Ещё пару лет назад об ответственности России за «голодомор» (голод в УССР в 1932-1933 годах) заявляли едва ли не все более или менее значимые украинские политики, однако недавно её президент Виктор Ющенко снял с России ответственность за массовый голод на Украине. По его словам, это не ответственность России и российского народа, так как тогда «была другая страна, другая власть».

Другой спор с Россией, хоть и не столь ожесточённо, ведёт Япония. Разговоры о Курильских островах возобновились на прошлой неделе во время визита Владимира Путина в Японию. Там премьер-министр Японии Таро Асо ещё раз напомнил Владимиру Путину о позиции японцев.

«У меня сложилось впечатление, что российский премьер не настроен затягивать решение этой проблемы. Если мы сможем убрать ту кость, которая между нами есть, то создадим отношения настоящего партнёрства», — заявил Асо.

Путин, в свою очередь, предложил Асо дождаться июльского саммита «большой восьмёрки» в Италии, где японский премьер встретится с российским президентом Дмитрием Медведевым.

«Именно на этой встрече будут обсуждены все варианты движения к цели, в том числе и тот, который вы упомянули», — заявил Путин, имея в виду прозвучавшие предложения о возможной передаче Японии не четырёх, а трёх с половиной островов для заключения мирного договора.

Напомним, спор о Курильских островах остаётся неурегулированным со времён Второй мировой войны. Япония оспаривает ряд южных островов, не считая их принадлежащими к Курильскому архипелагу. Это Итуруп, Шикотан, Кунашир и группа островов Хабомаи. В 2005 году Путин, будучи ещё президентом России, выразил готовность разрешить территориальный спор передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс.

«Что касается увязки торгово-экономического сотрудничества и мирного договора, хочу сразу и определённо сказать: мы ведём разговор о заключении мирного договора не для того, чтобы создать условия для экономического сотрудничества, а мы развиваем экономическое сотрудничество, чтобы создать условия для подписания мирного договора», — уточнил Путин на прошлой неделе в ходе поездки в Японию.

Ещё одно громкое дело касается уже новейшей истории России. Так, бывшие менеджеры ЮКОСа добились за рубежом права взыскать с «Роснефти» около 13 млрд. рублей. Решение Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) подтвердил и Апелляционный суд Амстердама. Это означает, что зарубежное имущество государственной нефтекомпании может оказаться под арестом.

Угроза реальная, такое уже было не раз — чего стоит неугомонная швейцарская Noga, которая десятки раз арестовывала российские корабли, пыталась задержать картины и предметы искусства. В случае с ЮКОСом дело состоит в том, что люксембургская Yukos Capital S.a.r.l. в 2004 году, будучи аффилированной с ЮКОСом, выдала четыре займа на общую сумму 11,2 млрд. рублей «Юганскнефтегазу», который тогда входил в ЮКОС. В конце 2004 года «Юганскнефтегаз» достался «Роснефти» и решил долг не отдавать. В российских судах «Роснефть» оспорила все претензии. Однако решение нидерландского суда по сути означает, что долги всё-таки могут быть взысканы на территории Нидерландов, а также на территории стран, которые являются участниками Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Участниками конвенции являются более 140 стран, в том числе США, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Бельгия, Кипр, Эстония, Латвия.

КСТАТИ

Официальные долги России не так велики, как виртуальные, и продолжают снижаться. Минфин заявил, что внешний госдолг России в первом квартале 2009 года даже снизился на 2,7% — до 39,5 млрд. долларов. На начало текущего года госдолг РФ составлял 40,6 млрд. долларов. Таким образом, в долларовом эквиваленте с начала года он сократился на 1,1 млрд. долларов. В течение прошлого года государственный внешний долг сократился на 4,038 млрд. долларов — до 40,573 млрд. долларов. По данным Банка России, общий размер выплат по внешнему долгу в 2009 году составит 23,9 млрд. долларов. На сегодняшний день коммерческая задолженность бывшего СССР, которую на себя взяла Россия, составляет 1,2 млрд. долларов.

В 2008-2009 годах благодаря росту доходов России от экспорта нефти Россия пыталась максимально сократить масштабы внешнего госдолга. В результате длительных переговоров к концу августа 2006 года Россия осуществила досрочные выплаты — 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. — 9% ВВП.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год — 146,4% ВВП. Однако ещё хуже ситуация была в период 1985-1991 годов. Общая сумма внешнего долга СССР западным странам к началу 1990 года возросла почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд. долларов. Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счёт начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счёт новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций. При этом унаследованные Россией долги имели неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 годы.

Между тем долговая внешняя политика России может в ближайшее время измениться.

Так как первые редакции федеральных бюджетов на 2010 и 2011 годы верстались исходя из средней цены на нефть в 90 долларов, то сокращение доходов в 2010 и 2011 годах составит, по подсчётам Кудрина, 30%. «Мы не должны будем соревноваться в увеличении расходов на отдельные отрасли, считая, что только это является признаком приоритетности и особенного отношения к отрасли. Соревноваться нужно будет в повышении эффективности расходов», — уверен министр.

Замедление темпов роста расходов поможет не раздувать дефицит, однако избавиться от него полностью в Минфине планируют не раньше 2013 года. Ориентир на следующий год — не более 5% ВВП.

Один из способов снизить чрезмерный дефицит — внешние заимствования. Уже в этом году объём чистого привлечения средств (доход от новых выпущенных госбумаг минус расходы на погашение старых) на внутреннем рынке составит 425 млрд. рублей. В 2010 году чистый объём заимствования вырастет до 655 млрд., в 2011 году — до 957 млрд. рублей. Уже с 2010 года Россия может, по словам Кудрина, занимать на внешнем рынке. Для этого в 2009 году финансовые власти планируют провести road-show (встречи с потенциальными инвесторами). Занимать сразу и много Минфин не будет. По мнению главы департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Константина Вышковского, на первом этапе размер займов не должен превысить 5 млрд. долларов.

Однако не только Россия должна, но и ей задолжали многие государства. Самый большой должник России — США. За последние несколько лет долг вырос в семь раз и составляет более 70 млрд. долларов. В 2001 году сумма долга составляла только 10 млрд. долларов. Основная форма долга США — ценные бумаги министерства финансов США, которые покупаются зарубежными государствами и по которым США обязаны также выплачивать проценты.

Всего правительство США сейчас должно зарубежным правительствам 2,6 трлн. долларов — около 20% ВВП.

МНЕНИЯ

Михаил Маргелов, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:

— За годы экономической стабильности мы сумели избавиться от самых тяжёлых и неприятных наших государственных долгов. Более того, как реальный член Парижского клуба, Россия начала прощать невозвращаемую задолженность развивающимся странам. Как правило, невозвратные долги — это долги за советские военные поставки, и надеяться на то, что нам их кто-то когда-то вернёт в полном объёме, конечно, не приходится. Так что в том, что касается долговой части, наших финансистов за последние восемь лет трудно в чём-то упрекнуть. Кстати, их трудно упрекнуть и сейчас.

Что касается перерастания экономических долгов в политические, то мы выучили урок Советского Союза, когда в конце 80-х годов советские руководители стали брать политически связанные кредиты. Россия никогда не позволит повторения подобной ошибки. Кроме того, России сейчас выставляют счета за так называемую оккупацию. Если следовать подобной логике, то можно ожидать выставления претензий США Исландии и Норвегии за то, что первые викинги, открывшие до Колумба Америку, пожгли какие-то леса, нанеся тем самым непоправимый ущерб американской экологии. Можно ожидать, когда Испания выставит долговые претензии Марокко за Кордовский и Севильский халифаты. Конечно, так можно упражняться до бесконечности, но это уже не из сферы внешней политики, а из сферы психиатрии.

Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

— Мы по долгам расплатились, потому что мы, россияне, сделали из СССР Россию, которая так, как Советский Союз, теперь никому не угрожает. Так что мы свои долги философски уже отдали ещё и потому, что наши «кредиторы» сэкономили на обороне. Госдолг мы отдали, но теперь наращиваем долг корпораций. Должны ли нам? Да, должны, но мы довольно щедры и вместе с остальными развитыми странами списываем долги развивающимся странам. Что касается того, что вроде бы опять зреют газовые долги с Украиной… Если они назреют, то будем договариваться с Евросоюзом. Ведь теперь они взялись за энергосистему, так пусть за Украину и расплачиваются. Что касается так называемых долгов России за оккупацию, то мы, конечно, правопреемники СССР, но, естественно, не по ГУЛАГам. ГУЛАГи устраивал грузин Джугашвили, так что и все вопросы — к нему.

Вадим Густов, председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ:

— Что теперь говорить о долгах, скажем, Кубы, Камбоджи или Вьетнама Советскому Союзу? Это и есть самые настоящие политические долги, которые сейчас никто не хочет платить. Когда я был первым вице-премьером, я этим очень подробно занимался и знаю, что суммы там просто колоссальные. А то, что сейчас нам выставляют некие счета «за оккупацию и за экологию», это тоже чистая политика. Это болтовня, и никто её рассматривать не будет. Уверен, что политика Литвы, Латвии и Эстонии будет меняться. Ведь сейчас нужно вплотную заниматься кризисом, который очень серьёзно ударяет особенно по балтийским странам. Так что никуда они не денутся и начнут вести политику здравого смысла. Тем более что в странах Евросоюза, являющихся донорами, им задают вопросы. Мол, почему они сами-то не крутятся и почему, скажем, Италия или Финляндия должна давать странам Балтии колоссальные суммы.

Константин Косачёв, председатель Комитета Госдумы по международным делам:

— Долги России — долгоиграющая тема, и большая часть обсуждаемого относится не к российскому, а к советскому периоду. Что касается финансовых обязательств, Россия в рамках имеющихся договорённостей, разумеется, должна всё выполнять. Когда распадался Советский Союз, был принят так называемый нулевой вариант, согласно которому Россия приняла все его долги, не обременяя ими бывшие республики СССР. Взамен на это бывшие союзные республики отказались от каких бы то ни было претензий на бывшую советскую собственность за рубежом. И всё это сработало, правда, за исключением того, что Украина с удовольствием воспользовалась правом не рассчитываться по бывшим советским долгам, отдав их России, но при этом не выполнила вторую часть договорённостей, по-прежнему оспаривая права на бывшую советскую собственность за рубежом.

И ещё. Есть так называемые безнадёжные долги — те, что мы получили в наследство от СССР. Наши партнёры либо их не признают в принципе, либо, даже признавая, откровенно говорят, что не собираются их выплачивать. Но ведь нужно расчищать эту ситуацию. Как гражданин России, я считаю, что в ряде случаев надо идти на списание подобных долгов с тем, чтобы расчищать площадку и выстраивать нормальные, здоровые, рыночные торгово-экономические отношения сейчас, уже на уровне современной России.

Читайте также: Новости Новороссии.