О «Солнечном Путине» и необходимости «русских Мстителей»

Опубликовано: 5 апреля 2023

Налицо тревожный общественный симптом. Взять, например, президента нашей Родины В. В. Путина, который этой весной однажды целых семь дней не появлялся в телевизоре лично.
Просто вспомним, что творилось в инфосфере. По коллективному сознанию стали ходить вместо живого Путина две странные мифологические сущности.

Один
– солнечный – Путин никогда не болеет, никогда не ошибается, обладает рядом сверхспособностей и знает всё наперёд. А если его не видно – значит, он готовит великое дело мирового масштаба, которое перевернёт планету и прекратит, например, американскую гегемонию.

Однако по тёмным коридорам общественных заблуждений бродит и его прямой антагонист – лунный Путин, бальзамированный как гениальный злодей. Он всегда болеет, вот-вот умрёт, пьёт чужую кровь, чтобы продлить свои дни и хочет поработить весь мир.

Что произошло? Коллективное сознание разучилось видеть в знаковых фигурах живых людей, заменив их прижизненными мумиями из мифов (для простоты их можно назвать мумифами). Мумиф – это продукт прижизненной мумификации волнующих нас персонажей, не имеющих с живыми прототипами ничего общего, кроме имён.

В чём отличие мумифа от просто живого кумира, от простой живой легенды? Нормальная живая легенда имеет несравненно большую степень личной свободы. Раз став объектом обожания, кумир может всю оставшуюся жизнь наслаждаться лучами славы, пока та не угаснет, а затем председательствовать в жюри разных шоу-программ или выступать в крикливо-политических ток-шоу. Пока их слава ярка, они даже могут демонстративно обижать поклонников, и те в большинстве случаев от такого обращения начинают боготворить их лишь сильнее.

Мумифу такая свобода и не снилась. Его всегда гонят впереди толпы, от него всегда требуют соответствовать общественным ожиданиям и превосходить их. Мумиф в понимании общественности – не человек, и в этом его трагедия.

Любопытно, почему мумифы стали так многочисленны и всесильны именно теперь. Есть мнение, что причинами тому служат два обстоятельства. С одной стороны – это нестабильность, в которой общество очнулось как лунатик, балансирующий на проводе между крышами двух домов. С другой стороны – это деградация массовой культуры, которая теперь не может тому лунатику дать точку опоры в виде актуальных примеров для подражания, то есть т.н. ролевых моделей. В результате общество зашарило руками в пустоте и, не найдя подходящих новых героев, принялось яростно создавать себе мумифы из живых ещё людей.

…Вообще мумифологизация персонажей, завершивших свой бренный путь, – забава старинная и хорошо изученная. Из всех знаковых мумифов прошлого сегодня наиболее актуальным для нас является мумиф И.В.Сталина. Он возвышается над несправедливостью мира в белоснежном мундире с лакированной трубкой в руке и прищуренно молчит. Ибо давно мёртв. А значит, и спроса с него нет, зато можно безбоязненно использовать его в демотиваторах и напоминать, что при нём «такой х…и не было». Или, напротив, при нём, как раз, вся «х…я» и была, если мы имеем дело с мумифом-антагонистом. В любом случае его вольное использование самому обществу почти всегда с рук сходит по причине, указанной выше.

Беда начинается, когда мы мумифологизируем ныне здравствующих.

Одним из самых долгоиграющих прижизненных мумифов остаётся мумиф А.Г.Лукашенко. Он строго «за Россию, против Запада и олигархов, за справедливость и наших никогда не сдаст». До уровня мумифа И.В.Сталина не хватает только белоснежного мундира. Однако раз за разом мы наблюдаем повторяющуюся картину – стоит реальному А.Г.Лукашенко сказать/сделать что-то не укладывающееся в нарисованный поклонниками образ, как они тут же приходят в дикую ярость и набрасываются на мумиф с кувалдами, расколачивая его в труху, приговаривая, что тот «расчехлился», «сдался» и «уже не тот».

Мумифологизируются даже не только ещё живые личности, но и целые народы и страны. Со времён победы в войне с турками бродит мумиф болгарских «братушек», постоянно спотыкающийся о реальность в виде то мировых войн, то антироссийских санкций. Нынешняя Украина по-прежнему ослеплена мумифом «процветающей Европы», где «дороги моют шампунью» и «занимаются искусством». Сама Европа пугает детей мумифом «голодающей КНДР», «агрессивной России» и т.д.

Но вернёмся к живым личностям. Их мумифы опасны тем, что всегда оборачиваются разочарованием. Человек, каким бы гениальным он не был, никогда не сможет вечно соответствовать своему мумифу. Взгляните, как на наших глазах обрушились два сошедшихся в смертельной схватке мумифа – С. Кургиняна и И. Стрелкова. Посмотрите, как с каждым взаимным ударом крепнут их антимумифы. Очевидна взаимосвязь – чем сильнее обнажается (что со временем неизбежно) разрыв между живым человеком и его мумифом, тем быстрее рушится последний и тем сильнее становится его антагонист. И чтобы избежать окончательной победы злого образа над добрым, его прототипу остаётся только одно – поскорее умереть, навечно перебравшись в край демотиваторов.

Впрочем, было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за создание кумиров на их поклонников. Нет, многие сильные замечены в самомумифологизации. Для этого они нанимают пресс-секретарей, имиджмейкеров и прочих профессиональных твиттер-райтеров. Знают ли они, что с каждым залихватским твиттом приближают к себе неминуемую карающую кувалду – сказать трудно. Да и ладно.

…Исправить ситуацию, на мой звгляд, может только культура. Она как величайший мифотворец должна распознать обострившийся общественный запрос на ориентиры — и ответить на него залпом новых вымышленных героев, которых мы не будем дотошно сравнивать с оригиналом, но полюбим всем сердцем и вооружимся ими как опытный канатоходец шестом.

Если же этого по каким-то причинам не случится, то нас ждёт дальнейшая безудержная мумификация живых, последующее крушение идеалов кувалдами, массовое разочарование, торжество антимумифов и тёмные времена.

Поэтому – отечественная культура! Если ты слышишь, то поторопись. Берись, наконец, за дело.

Читайте также: Новости Новороссии.