Объединятся ли раскольники на Украине?

Опубликовано: 8 января 2024

Грязная информационная война и политическое давление на каноническую УПЦ МП будет продолжаться.

4–5 июня 2015 г. на Украине состоялся V Поместный Собор раскольнической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), на повестке дня которого стоял вопрос выборов нового предстоятеля «церкви» и возможного объединения с другой раскольнической структурой – «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата» (УПЦ КП).

С первым вопросом было все более-менее понятно. «Митрополит» Макарий, после смерти в феврале 2015 г. главы УАПЦ «митрополита» Мефодия Кудрякова был избран местоблюстителем «Автокефальной Церкви» и являлся основным кандидатом на пост предстоятеля. Впрочем, существовал вариант выбора в качестве главы УАПЦ представителя украинской диаспоры США. Наиболее вероятной кандидатурой рассматривался Даниил (Зелинский), епископ Памфилийский – правящий архиерей Западной епархии Украинской Православной Церкви США, которая находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. С учетом междоусобных распрей в епископате УАПЦ, особенно проявившихся при выборе местоблюстителя, еп. Даниил, будучи выходцем из Западной Украины, вполне мог стать фигурой, которая устроила бы все противоборствующие стороны в УАПЦ. Попытки канонически «легитимизировать» УАПЦ посредством заокеанских иерархов, находящихся в юрисдикции Вселенского Патриархата предпринимались и ранее, например в 2000 г.
Однако, как и 15 лет назад, подобный сценарий не был разыгран – главой УАПЦ был избран «митрополит» Макарий Малетич.

Вопрос возможного объединения двух раскольнических «церквей» Украины накануне Собора породил многочисленные дискуссии и обсуждения в медиа и блогосфере.

Еще в апреле 2015 г. «митрополит» Макарий Малетич и Синод УАПЦ призвали УПЦ КП к объединению, на что было получено согласие лидера УПЦ КП. УАПЦ выдвигала два условия для объединения с Киевским Патриархатом: 1) объединенная «церковь» должна называться «Украинская Автокефальная Церковь Киевский Патриархат»; 2) в новой «церкви» епархии УАПЦ сохраняются со своими правящими архиереями в административных границах, существующих на момент объединения. Данные меры предосторожности, как бы не раствориться в «филаретовской» структуре, объяснимы не только малочисленностью УАЦП по сравнению УПЦ КП (около 1200 приходов УАПЦ против 5000 приходов УПЦ КП), но и несравненно большим политическим, финансовым и информационным ресурсом Филарета.

Помимо УПЦ КП и УАПЦ в создании «Поместной Церкви» заинтересованы власти страны, которые оказывали давление на УАПЦ, подталкивая ее на сближение с Филаретом.

Через три дня после Собора, 8 июня в Киеве состоялось заседание совместной комиссии УАПЦ и УПЦ КП, на котором было принято решение инициировать процесс объединения двух структур в «Поместную Церковь». Окончательное решение о созыве Объединительного Собора, проведение которого запланировано на 14 сентября, Архиерейский Собор УАПЦ и Синод УПЦ КП должны принять до 30 июня 2015 г.

Как на соборе УАПЦ 4–5 июня, так и в ходе работы комиссии 8 июня присутствовали делегаты Вселенского Патриархата – епископ УПЦ США Даниил (Зелинский) и епископ УПЦ Канады Иларион (Рудник). Присутствие клириков Вселенского Патриархата во время заседания комиссии выделяет данную попытку объединения раскольников из числа остальных, предпринимавшихся ранее.

Именно на Вселенский Патриархат УАПЦ и УПЦ КП возлагают особые надежды, как на средство выхода из канонической изоляции. Собор УАПЦ прямо призвал Вселенского Патриарха Варфоломея I вмешаться в ситуацию, и принять УАПЦ под свой омофор «как митрополию на правах самоуправления, которое она имела до присоединения к Московской Патриархии в 1686 г.» В апреле 2015 г. премьер-министр Украины А. Яценюк официально напомнил Патриарху Варфоломею I, что Константинопольский Патриархат, как «Матерь-Церковь» украинского православия, должен способствовать в преодолении церковного раскола.

Константинопольский Патриархат, движимый желанием добиться безапелляционного первенства в семье православных церквей, узурпировал право арбитража в юрисдикционных спорах и регулярно вмешивается во внутренние дела других поместных церквей. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия Патриарх Варфоломей I систематически заявляет о своих притязаниях на церковные приходы Украины. УПЦ Канады и УПЦ США, и по настоящее время декларирующие свою преемственность с «самосвятской» УАПЦ формации 1921 г., были приняты под омофор Вселенского Патриархата в 1989 и 1995 гг. на фоне усугубляющегося на Украине церковного раскола и с тех пор стали едва ли не основным средством реализации интересов Фанара в регионе.

В ответном письме А. Яценюку Патриарх Варфоломей I выразил готовность воспользоваться правом «особого служения и исключительной ответственности», которым наделен Вселенский Престол «канонами и церковным порядком Православной Церкви».
Характерно, что еще в апреле 2014 г. Патриарх Варфоломей I в «пасхальном послании народу Украины» выразил надежду, что до начала Всеправославного собора, который должен состояться в Стамбуле весной следующего года, все церковные разделения на Украине будут преодолены.

Объединение раскольников – одно из условий для вмешательства Вселенского Патриархата. Если 14 сентября Объединительный Собор УАПЦ и УПЦ КП приведет к возникновению новой церковной структуры, вполне возможен вариант «признания» «объединенной церкви» со стороны Константинополя, что будет означать создание на канонической территории Русской Православной Церкви параллельной юрисдикции. О подобном варианте «канонической альтернативы» намекал еще в феврале 2015 г. предстоятель УПЦ Канады митрополит Юрий (Калищук). Даже в случае присоединения к «признанным» Константинополем раскольникам проавтокефалистски настроенного крыла в канонической УПЦ МП, данный ход развития событий приведет не к объединению православных Украины, но к дальнейшему усугубления раскола.

Однако объединение может и не состояться. Слишком много противоречий существуют между двумя непризнанными мировым православием «церквями»: личная неприязнь епископата, реальная возможность «поглощения» и «растворения» УАПЦ в УПЦ КП, амбиции лидеров двух структур на должность главы «церкви» и т.д. Очевидно одно – грязная информационная война и политическое давление на каноническую УПЦ МП будет продолжаться.

Читайте также: Новости Новороссии.