Почему во всем мире отказываются от ЕГЭ?

Опубликовано: 2 февраля 2024

Впервые в этом году абитуриенты не будут сдавать вступительные экзамены. В вуз их зачислят по итогам единого госэкзамена. Такой практики нет нигде в мире: ни в одной стране тесты не совмещают в себе сразу две аттестации. Более того, в Европе от тестирования уже отказались в пользу традиционных экзаменов. «Труд» выяснил, почему форма проверки знаний, ставшая обязательной в России, не прижилась в других государствах.

Еще в прошлом веке многие страны Европы отказались от единого тестового экзамена. Даже Франция, страна, которая больше сорока лет назад изобрела этот вид итоговой аттестации, признала: качество образования при таком подходе к проверке знаний резко падает.

Франция

Во Франции единый экзамен ввели еще в 1967 году. Это было связано с тем, что французские колонии получили независимость, но на их территории осталось много граждан Франции. Они не имели возможности приехать издалека на родину, чтобы сдать вступительные экзамены в ведущие вузы страны. Чтобы избежать недовольства с их стороны, а вместе с тем и социальной напряженности, во Франции перешли на единое тестирование. Тесты писали все граждане страны (в какой бы точке земли они ни находились), которые хотели получить высшее образование. Тех, кто набирал большие баллы, сразу зачисляли в вузы. Через год после начала эксперимента (в октябре 1968-го) начались массовые волнения среди молодежи и студентов. 70% французов, которые поступали в вузы по результатам тестирования, уже через год или полтора отчисляли за неуспеваемость. Среди студентов из бывших колоний таких было до 90%. «Высокие баллы на ЕГЭ они получали, потому что готовились для сдачи конкретных тестов, а иногда просто методом тыка угадывали верный ответ. При этом были не способны к обучению», — комментирует «Труду» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. В итоге преподаватели вузов растягивали, а иногда и вовсе упрощали программу, чтобы ее смогли освоить все студенты, которые прошли по результатам тестов.

В 1969 году Общественная палата Франции подготовила доклад, где указала, что всего за два года уровень образования в стране упал на 40%. В документе также отмечалось, что единое тестирование может привести к краху всей системы образования. В 1970 году тесты отменили.

Сегодня во Франции действует записная система поступления в вузы. В учебные заведения зачисляют всех желающих, а в течение двух семестров отчисляют тех, кто не справляется с программой. «На первых лекциях яблоку негде упасть, все аудитории заполнены. Но потом постепенно начинают отчислять тех, у кого плохие результаты. К третьему курсу остается меньше половины», — рассказывает Комков. А вот аттестация по среднему образованию в учебных заведениях проходит традиционно: выпускники пишут эссе, а также устно сдают экзамены по предметам.

Остальная Европа

Вслед за Францией единую тестовую систему стали применять по всей Европе. В 1968-1969 годах ее вводили в одной стране за другой. Западная Германия (в ГДР никогда не вводили) одна из первых перешла к тестам — в 1968 году. Правда, здесь тестовая система была менее жесткая, чем во Франции. При поступлении наряду с единым тестированием также проводилось собеседование в самом учебном заведении. Но в то же время без тестов кандидатуру поступающего даже не рассматривали. Качество образования стало снижаться. В итоге по стране прокатилась волна протестов со стороны вузовского сообщества. «Педагоги неоднократно заявляли, что не хотят обучать деградированные слои населения. Студенты, которые поступили по итогам тестирования, не способны к научным познаниям», — отмечает Комков.

К концу 1970-х годов от тестов в стране отказались. Сегодня в Германии в вузы принимают по смешанной системе. Практикуется, как и во Франции, записной принцип, а популярные специальности проводят традиционные вступительные экзамены.

Затем от единого тестирования отказались многие европейские страны. К началу 1980-х годов система перестала действовать в Италии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Около года назад тесты отменили в Северной Ирландии и Уэльсе.

Действует эта система в Англии — без сертификата в вузы не принимают. Но при этом также проводится собеседование, которое является приоритетным показателем при отборе студентов.

«Сегодня ни в одной стране мира, кроме России, нет испытаний, которые совмещают как выпускную аттестацию, так и вступительные экзамены. В школе проверяют общее образование и культуру, а при поступлении в вуз — предпрофессиональные навыки. Это оценка двух совершенно разных сторон человека, совмещать их ошибочно», — считает член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

США

В Америке единый тестовый экзамен ввели примерно в то же время, что и в Европе. Правда, только в 12 штатах. Но в конце 1990-х годов практически во всех из них он перестал быть обязательным. Сегодня тестирование проходят по желанию, а в вузы поступают на основании портфолио. Выпускник направляет в высшее учебное заведение целый пакет документов. Это не только аттестат о среднем образовании, но и все оценки за курс в старшей школе, а не средний балл, как в России. Сюда же прикладываются рекомендации учителей, грамоты, похвальные листы, свидетельства о победах в олимпиадах, творческие работы, книги, написанные абитуриентом. Одним словом, все достижения поступающего за время обучения в средней школе. В портфолио также можно (но необязательно) положить сертификат тестирования, который будет лишь дополнительным бонусом, но не более.

Причем американское тестирование существенно отличается от российского. В США проверяют не уровень подготовки по предметам, а способность человека к обучению. Тесты состоят из двух частей — логической (задачи на сообразительность) и вербальной (работа с текстами). «Такие тесты не проверяют знание конкретных дат или определений. Человек может этого не знать, но при этом уметь мыслить. Вот пример: известно, что в деревнях и селах образование хуже. Выпускник, который окончил такую школу, знает меньше, но при этом, как говорится, все схватывает на лету. С такими надо работать. А есть такие, кто зазубрил какую-то дату, но на большее не способен», — отмечает экс-руководитель Федерального центра тестирования страны Владимир Хлебников.

Мнения

Олег Смолин, зампредседателя комитета ГД по образованию:

— Соответствие оценок по пяти- и стобалльной системам в России сомнительно. Вот элементарные расчеты: до 20 баллов — это единица, до 40 — двойка, до 60 — тройка, а выше 80 — пятерка. В этом году минимальный балл по русскому языку — 37, по математике — 21. Этого достаточно, чтобы получить тройку. Это значит, как говорится, ставим тройку, а кол в уме.

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования:

— Российская система обязательного тестирования противоречит Конвенции по правам человека, где в разделе «Образование» указано, что государство ответственно за то, чтобы каждый гражданин получил среднее образование и соответствующий документ. Ранее неуспевающих оставляли на второй год. В этом году 40 тысяч российских ребят выйдут из школы без аттестата.

Что нужно российским абитуриентам, чтобы поступить в ведущие вузы мира

Мадридский университет

Российское среднее образование не признается. Придется пройти обучение в специальном центре, подтверждающем среднее образование. Далее окончить двухгодичный бакалавриат и сдать вступительные экзамены selektidad: испанский язык, второй язык и три предмета в зависимости от факультета. При наличии диплома о сдаче языкового экзамена DELE вас могут освободить от языкового теста.

Гарвардский университет

Каждый кандидат вне зависимости от гражданства должен предоставить результаты основного образовательного теста — SAT or ACT. В исключительных случаях могут принять результаты теста GRE (обычно требуется для поступления в магистратуру США). Три профильных теста SAT II по выбранной специальности, сертификат об окончании средней школы, выписку с последними оценками, а также рекомендательные письма от двух преподавателей.

Кембриджский университет

Абитуриенты — как местные, так и иностранные — предоставляют главный сертификат об образовании, принятый в Великобритании, — A-Level, а также данные о выпускных экзаменах по четырем-пяти предметам, изучаемым углубленно. В университет нужно предоставить все отметки, полученные по этим дисциплинам, но обращают внимание в основном на те, по которым вы намерены в дальнейшем обучаться. Желательно, чтобы кандидаты имели самые высшие оценки — «А».

Оксфордский университет

Отбор в университет состоит из нескольких этапов. Это рассмотрение досье абитуриента (или портфолио), в которое входят школьный аттестат, резюме кандидата, а также несколько работ, которые абитуриент считает своими достижениями за время учебы, — это могут быть доклады, исследования или медали за спортивные заслуги. Кроме того, нужно пройти собеседование — его форма зависит от колледжа.

Австралийский национальный университет

Действует программа предуниверситетской подготовки — Foundation, после чего происходит сдача экзаменов. В рамках этой программы студенты-иностранцы не только «подтягивают» английский, но и серьезно готовятся по специальным предметам. Возможен перевод со второго курса из российского вуза, но это решается индивидуально путем анализа изучаемых ранее предметов и достигнутых результатов в учебе.

Университет Хайдельберга

Для поступления иностранцам необходимо отучиться на курсах Studienkolleg или окончить в России два курса университета. Абитуриент присылает документы, и вуз решает, приглашать ли его на экзамен по немецкому языку DSH — Prufung. От экзамена освобождаются с уровнем 1-2 Language Certificate, подтвержденным канцелярией Конференции министров образования, или Kleines Deutsches Sprachdiplom. Обязателен счет в банке.

Московский государственный университет

Для приема на первый курс нужно иметь документ о среднем образовании и результаты ЕГЭ по русскому, математике и профильным предметам. На ряд дисциплин нужно сдать дополнительный экзамен в письменной и устной форме или пройти творческий конкурс.

ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?

Читайте также: Новости Новороссии.