Сулакшин: Россию спасет нравственное государство

Опубликовано: 28 апреля 2023

Ответственность политиков и экспертов заключается в том, чтобы разработать новую модель российского государства

В столице завершился Московский экономический форум. «Новый курс. Время не ждёт» – заявленная организаторами тема стала центральной во всех дискуссиях мероприятия.
Участники форума обсуждали векторы экономического развития России, проблемы смены явно исчерпавшей себя либерально-космополитической парадигмы.

В рамках форума Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) провел конференцию «Постлиберальная Россия: будущий облик страны». С обобщающим докладом, озаглавленным «От либеральной патологии – к будущей России. К нравственному государству» выступил генеральный директор Центра, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин.

Отвечая в кулуарах мероприятия на вопросы журналистов, он подробно рассказал о проекте новой Конституции России и о концепции постлиберальной России «Нравственное государство», которые разработали ученые и эксперты Центра научной политической мысли и идеологии.

— Степан Степанович, каким образом и по каким показателям Вы могли бы оценить уровень и перспективы современного развития России?

— В науке существует такое понятие, как «индекс успешности» страны. Этот показатель поддается точному измерению. К сожалению, приходится констатировать, что в современной России этот показатель снижается, причем самым трагическим образом.

Становится очевидным, что этому падению способствует нынешняя либеральная модель развития России, и не только в силу экономических деформаций отраслевой структуры, системы инвестирования, регулирования внешнеторговой деятельности, но и в силу социально-гуманитарных деформаций, когда здравоохранение и образование из обязанностей государства превращаются в коммерческие услуги, оказываемые населению.

Гражданское общество, ученые – сегодня все они должны идеологически, идейно восстать против бессмысленности и безумия сегодняшней модели развития нашей страны. России нужно вернуться к своей цивилизационной идентичной роли и ответить всему миру и, прежде всего, себе, на вопрос: «В чем смысл развития России, куда движется страна»?

Между тем, сегодня на государственном уровне нет ни одного документа, который официально определял бы цели развития России. «Стратегия 2020» с мифической постиндустриализацией, в том смысле, что раньше была промышленность? «Обогащайся, кто может», или, как выразился Медведев, права и свободы – это когда «бедный не может быть свободным»? — Именно такие цели, как мы видим, завели страну в тупик.

— Будут ли пересмотрены итоги приватизации в России? Какую долю участия государственного капитала в общей структуре имущества государства Вы считаете оптимальной?

— По нашей научной модели доля частной собственности в структуре всех основных фондов страны не только может, но и должна быть предметом оптимизации. Понятно, что если частная собственность в имущественной структуре страны составляет 100%, в этом случае о наличии государства говорить уже не приходится. Если же доля частной собственности близка к нулю, такая модель напоминает бывший СССР, с его подавлением любого потенциала индивидуума, то это тоже не лучшее решение.

Отвечая на вопрос, каково было бы оптимальным соотношение частных и государственных долей в собственности для нашей страны, хочу отметить, что доля госсобственности должна составлять порядка 60%. В настоящее время этот показатель в России составляет всего лишь порядка 10-15%. Следовательно, его необходимо оптимизировать, скорректировать.

— Какой Вам представляется процедура оптимизации доли государственной собственности?

— Да, возникает цивилизационный, политически ответственный вопрос: какой должна быть процедура оптимизации объема госсобственности в структуре всех основных фондов нашей страны?

Такой процесс называется «национализацией», но спектр вариантов его проведения может быть достаточно широк. Ведь совсем не обязательно он должен ограничиваться так называемой «экспроприацией».

Несомненно, для успешного развития нашей страны необходимы проведение национализации, нахождение механизмов, согласующих интересы сторон. Стоит отметить, что этот вопрос на научно-обоснованной, цивилизационной и толерантной для всех социальных страт населения платформе решен в проекте новой Конституции России, которую разработал Центр научной политической мысли и идеологии.

— Может ли существовать государство, в котором распоряжения главы государства саботируются высшим исполнительным органом? Можно ли считать наше Правительство либеральным?

— Правительство России не просто либерально, а сверхлиберально, безответственно либерально. В то время, когда мы, ученые, говорим и доказываем, что долю государственной собственности нужно увеличивать, основные фонды необходимо консолидировать, Правительство планирует либерализацию.

Ученые считают, что коэффициент внешнеторгового оборота должен быть снижен, членство России в ВТО – остановлено, потому что при деформированной отраслевой структуре наша страна экспортирует самую низкоэффективную продукцию с самой низкой нормой добавленной стоимости, а импортирует, наоборот, самую высоко наукоемкую продукцию конечной сборки. По этой причине национальная эффективность экономики снижается. Все утверждения о конкурентоспособности России на мировом рынке – пустая болтовня.

Я назвал Правительство РФ либеральным и безответственным из-за объявленной в «Стратегии – 2020» цели: «Нам в условиях сложных, по существу, кризисных мер нужно продолжать строить постиндустриальную экономику».

Во-первых, никакой постиндустриальной экономики в мире нет. Это миф, информационная провокация, которая, по данным наших исследований, относится к когнитивному оружию — новейшему этапу информационного оружия. Объясню подробнее. Постиндустриализм означает, что в балансе материального производства уменьшается доля сельскохозяйственной и промышленной корзин, и появляется третья корзина – корзина сервиса. И, якобы, страны, для которых характерна такая динамика, являются передовыми во всем мире и служат примером для России.

Но какие это страны? Это США. И это при том, что материальное производство не уменьшается, но выводится из Америки, следуя за её капиталами. В балансе всего мира занятость, выпуск продукции в промышленной сфере растет, а не уменьшается. А в России – все наоборот.

Как считает наше Правительство, постиндустриальная экономика – это не современная наукоемкая экономика, а «постиндустриальная» экономика в буквальном смысле слова.

Иными словами, состояние экономики после того, как промышленность, которая была когда-то в нашей стране, теперь практически разрушена. Именно в этом и заключается реализуемая нашим Правительством стратегия, которую можно квалифицировать как находящуюся на грани непрофессионализма, ошибочности и нанесения ущерба нашей стране.

Что касается отмеченного вами диссонанса между распоряжениями Президента и Правительства — никаких противоречий здесь нет. Процитирую его высказывание перед зимней Олимпиадой в Сочи: «Самый главный либерал в России – это я». Он сказал, что решение, принятое ЦБ РФ по переходу к плавающему курсу рубля было единственно правильным, , что его поддержали эксперты. Поэтому, все, что делает ЦБ РФ или Правительство – точно отвечает прямым распоряжениям Президента.

— Сегодня уже подготовлены и активно обсуждаются законопроекты о возврате в Россию капиталов из-за рубежа и о налоговой амнистии. Как Вы считаете, насколько реализуемы эти инициативы?

— Идеи возврата и амнистии капитала выдвигались неоднократно, и столько же раз проваливались. Напомню вам, что сейчас идея деофшоризации, возврата капитала в Россию выдвинута на фоне ускоряющегося оттока капиталов из России, ухода транснациональных корпораций, крупных инвесторов, ухода бизнеса в «кэш».

Россию ждет жесточайший экономический кризис. И не только потому, что странами Запада объявлены антироссийские санкции и опустилась цена на нефть, но еще и потому, что отчетливо реконструируется геополитический план Запада по развалу России.

Этот план похож на тот, что использовался против Советского Союза между 1985-м (точка сброса цен на нефть) и 1991 годами (ликвидация СССР). Аналог этого плана уже включен Западом и будет реализовываться в промежутке с 2014-го по 2020 годы. Планом предусмотрено полное исчезновение России как государства.

Поэтому не надо строить иллюзий относительно будущих потоков западных инвестиций в Россию – этого не будет. Только в феврале 2015 года отток капитала из нашей страны составил 15 млрд долл., в годовом исчислении — 180 млрд долл., за прошлый год — 150 млрд долл. Вот так, по возрастающей, капитал и будет уходить из нашей страны.

— В России до настоящего времени не создано условий для того, чтобы возрождение производства было выгодным. Доля Советского Союза на мировом рынке высоких технологий составляла 3%, а доля России сегодня – лишь 0,2%. Почему?

— Настоящие, истинные цели деятельности Правительства и Президента, который им фактически руководит, заключается не в развитии промышленности и не в управлении межотраслевой структурой экономики. Работают запущенные еще в начале 2000-х годов, с ростом цены на нефть, программы преференций сырьевому сектору, экспорту углеводородов.

Нашим Центром выработан метод вычисления специфического показателя – «ширины спектра эффективности национальной экономики». Этот параметр, проще говоря, показывает степень «сырьевизации» российской экономики. Чтобы отечественную экономику обратить в другую сторону, увеличить норму передела, конечную сборку, промышленный продукт, нужно направить туда инвестиции.

Но государство абсолютно не использует метод мотивации частного капитала. Еще А. Кудрин говорил: «все условия по отраслевому признаку, и налоговые, и субсидиарные, и преференциональные, должны быть равны, и для сырьевых, и для высоких технологий». Поэтому льготы по налогу на сырье отменены, преференций нет, следовательно, и мотивов у частного капитала для перехода из сырьевой сферы в сферу конечной сборки промышленности также нет.

Причина – либеральная догма. Наше государство эту идеологию проповедует последние 25 лет и менять не собирается. Дальнейшая «сырьевизация» запрограммирована в либеральной стратегии доктрины российского Правительства РФ. Это — путь в никуда, это путь к спаду российской экономики, к экономическому кризису и, в конечном итоге, к геополитическому краху нашей страны.

— Насколько стабильным, по Вашему мнению, является современное состояние реального сектора российской экономики? Как его оценивают представители экономического блока Правительства?

— Реальный сектор экономики находится в многолетнем активном тренде. Считать его стабильным никак невозможно, потому что он видоизменяется на глазах. Но какого рода эти видоизменения?

Происходит отраслевая реструктуризация, все больший удельный вес приобретают отрасли (или виды экономической деятельности) в производстве сырья, электроэнергии, т.е. отрасли низкого передела. И все меньшую долю обретают отрасли конечной сборки, наукоемкие и высокотехнологические сферы. Этот тренд закрепился и продолжает иметь место в структуре экспорта и импорта, соответственно, все больше экспортируется сырья, и все меньше экспортируется машинотехнической продукции конечной сборки.

Причины такого положения дел носят также системный характер. Правительство РФ совершенно отказалось от управления мотивациями частного бизнеса по переливу капитала из отрасли в отрасль, естественно он идет туда, где наиболее высока рентабельность, а это сырьевой сектор. Правительство не управляет ни дифференцированными ставками налогообложения, ни дифференцированными по отраслям субсидиарными мерами, хотя которые отчасти и пытается реализовать.

Представители экономического блока Правительства, к сожалению, не слишком озабочены ответственностью за свои оценки и прогнозы. Время от времени мы слышим от министра финансов и министра экономики, председателя Центрального банка России предсказания о том, что цены на нефть увеличатся до 60, а то и до 100 долларов, что рост экономики вот-вот начнется, что временные трудности мы переживем.

Откуда берутся эти оценки? На чем они основаны даже предположить невозможно. Они противоречивы, разнообразны, а история последних лет показывает, что они фактически никогда не совпадают с реальностью.

С одной стороны, это говорит о низкой научной достоверности методов прогнозирования Правительства РФ. С другой стороны, что догматическая основа принятия всех этих решений либеральная — устраняющая государственные средства из прямого финансирования развития страны. Монетаризм, либерализм, постиндустриализм торжествуют, и системно и абсолютно надежно позволяют прогнозировать дальнейшее сползание реального сектора российской экономики не только в стагнацию, но и в коллапс.

— В какой мере, по Вашему мнению, антикризисный план Правительства РФ отвечает вызовам российской экономики?

— Антикризисный план Правительства Медведева ярко и наглядно показывает, что к сектору материального производства, мягко говоря, он безразличен. Из средств антикризисного портфеля подавляющая доля выделена для банков.

Даже меры, казалось бы, направленные на поддержку сельского хозяйства и промышленности в виде субсидий на компенсацию части возросшей ставки по кредитам, на деле направлены в адрес банков. Бюджет расходуется не для финансирования реального сектора, а для компенсаций безумной банковской ставки. Это поразительно, потому что Центральный банк России, приняв решение о свободном плавающем курсе, девальвировав при этом рубль, настолько ужесточил кредитный контур для реального сектора, что впору говорить о его остановке.

Бизнесу невозможно развиваться, имея рентабельность несколько процентов, в условиях, когда ставки по кредитам достигают десятки процентов.

— Какое будущее, по Вашему мнению, ждет Россию в этих условиях?

— Безусловно, вопрос о будущем России – самый важный сегодня. Поскольку либеральный эксперимент исчерпан, можно говорить о том, что Россия будущего — это постлиберальная Россия. Эксперты нашего Центра научной политической мысли и идеологии разработали концепцию будущей, постлиберальной России – «Нравственное государство».

Теоретический, правовой и феноменологический анализ последнего 25-летия показывает, что смена Конституции России неизбежна. Именно ее либеральный вариант 1993 года запрограммировал неудачу России. Ответственность политиков и экспертов заключается сегодня в том, чтобы учесть опыт и советского периода, и последнего 25-летия, и разработать на его базе новую модель российского государства.

Мы назвали разработанную нами модель «Нравственное государство», поскольку в этой системе будет уважаться личность каждого гражданина, независимо от его доходов. Свободы и права человека будут обеспечены одним-единственным фактом – статусом гражданина России, а не его капиталами или близостью к административным кабинетам. При такой модели развития страны природные ресурсы будут принадлежать большинству населения и государству. А частные компании, которые их будут разрабатывать, получат достойную плату за свой труд.

Главной целью здравоохранения будет здоровье людей, а не прибыль коммерциализированных предприятий. Школы будут учить и воспитывать, а не выколачивать деньги из родителей. В акционерных обществах капитал будет расходоваться на развитие, а не на разные «трюки» для его вывода за рубеж.

Наука будет финансироваться на уровне и даже выше уровня мировых нормативов, труд ученого вновь будет уважаться. Служба в армии станет вновь священным долгом российского гражданина. Экономика, в целом, будет перестраиваться государством при активном управлении капиталами и мотивациями к созданию эффективной и современной, ориентированной на национальные интересы экономической системы. Это будет экономика «короткого плеча».

Иную, постлиберальную, Россию в мире будут уважать и ценить. Она станет понятной и предсказуемой. Принципы ее поведения будут основаны на высших ценностях государства, публично заявленных в новой Конституции. И самыми главными из них будут устремленность к нравственному человеку и обществу, в согласии с мегаэволюцией человечества, устремленность в прогрессивное будущее, в отличие от регресса и тупикового опыта российского либерализма. Это будет золотая середина во всем, найденная благодаря страданиям, жертвам и трудам наших дедов и отцов в прошедшие столетия.

Проект будущей России, как нравственного государства, призван уберечь страну от событий 100-летнего и 25-летнего исторического образца. Мы можем говорить абсолютно научно-обоснованно, что решение острейших проблем России существует. Оно заключается в новой Конституции России, построении нравственного государства.

Читайте также: Новости Новороссии.