Возникновение Руси: Варяжский вариант

Опубликовано: 3 января 2024

Что даёт нам «Повесть Временных Лет» (нач.XI в.):
«Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов.
Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским.
Когда, согласно летописной версии (ПВЛ — ред.), союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам — его стали искать у варягов».

То есть, даже по
летописям получается, что:
Новгородцы пригласили варяга (жителя при Балтийском Море) Рюрика
на правление К СЕБЕ на трон славяно-финских племён.
Надо указать, что все славянские племена, в том числе и варяги-русь, говорили на одном языке и обычаи их были схожи, что и определило выбор Новгородцев.
«Рюрик пришёл «со всем своим родом и народом русь», хотя этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной».

Так вот.
Как следует из уцелевших источников написанных до Киевской «ПВЛ», Рюрик начал править сначала даже и не в Новгороде, а в Ладоге (читайте мои посты), затем, через пару лет, перебрался в Новгород (заметьте, что всё это делали НОВГОРОДЦЫ и Вы это не отрицаете).

(Тут есть один очень серьёзный вопрос, который вызывает серьёзные сомнения, но по сути он лежит в немного другой плоскости и поэтому я о нём скажу отдельно позже под ссылкой «Мономах»).

«Рюрик — первый русский князь, призванный «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами» (заметьте — полян здесь даже близко нет, а Киев — это земля полян — ред.) «из Варяг» (из племени Русь), «княжить и володеть ими»; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора , присоединил к ней их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья.
В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира . По позднейшим летописям («П. С. Л.», том IX, 9) видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде: многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Рюрик одолел восставших.
В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря, своему родственнику (боярину — ред.) Олегу. По некоторым известиям, у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд. См. в VII томе «Полного собрания летописей» легенду о происхождении Рюрика от Пруста, брата императора Августа. Потомство Рюрика правило в России более 700 лет, до смерти Федора Иоанновича (1598)».

Новгород, если Вы глянете на карту — худо-бедно, но ближе к Балтийскому (Варяжскому) морю, чем Киев (о котором и речи, кстати, пока нет), но всё вроде сходится.

Рю́рик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг-русич, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. ОН НИКОГДА НЕ БЫЛ КИЕВСКИМ КНЯЗЕМ!!!

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.
(Не стоит путать понятие «Словене» с понятием «Славяне». Славяне — это «собирательный образ» — большая группа народов говорящих на одном языке и имеющих сходные обычаи. Словене — входили в эту группу наравне и с варягами-русь и с полянами — ред.).
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.».

«По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи».

«В «Повести временных лет» (ПВЛ) записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов — ред.) и образовании государства Русь.
Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства (помимо Новгородской Первой летописи) и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.
По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье) первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, какие-то письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 году монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники:
По версии Шахматова первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 гг. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича».

http://www.rulex.ru/01179316.htm

Резюмирую:
Независимо от того, как внушают нам сохранившиеся или переписанные летописи — призвал «союз («союз» — слово то какое! — ред.) славяно-финно-угорских племён» ЦЕЛОЕ ПЛЕМЯ (или всётаки было целое войско!? — ред.) «варягов-русь» во главе с Рюриком и его боярами Олегом и др. на славяно-финно-угорский трон для «усмирения» внутри славянских «междоусобиц и распрей» или это Рюрик, со своим народом, войском, напали на Ладогу, чтобы получить дань, наоборот воспользовались этими самыми «междоусобицами и распрями», и затем, решив обосноваться и подчинить себе и другие близлежащие «малозащищённые» (?) города и народы, столь близкие им по языку и духу начала с Ладоги, а затем накопив силы, и в Новгороде и в других городах, а позже двинулись и на полян, в Киев.
В любом случае — эта «экспансия славянского («славянского» ли? — идут споры — ред.) племени Русов» началась с Севера от Балтийского (Варяжского) Моря через город Ладога.

Киев в этом «обрусении» не играл НИКАКОЙ роли до самого его захвата варягами-русами во главе с с Аскольдом и Диром (в 864 г.) и окончательно Олегом в 882 г., совместно с их словено-финно-угорскими дружинами.

Только после этого (с 882 г.) и начинается история собственно Киевской Руси.

А ещё до этого уже была начата история Варяжской Руси, а чуть позже словено-финно-угорской Руси включающей: Ладожскую Русь, Новгородскую Русь, Ростовскую Русь, Полоцкую Русь и так далее. Во всех городах, которые «захватили» варяги-русь, начав свой Великий Поход на Юг из города Ладога была княжеская власть Руси.
Киевская «земля» стала Русью Киевской, одной из последних, так как была Южнее большинства остальных городов и была захвачена варягами-русами, при из Южном походе, воеводами Аскольдом и Диром только в 864 г.
И окончательно — в 882 г., Олегом.

Фрагменты из ПВЛ:
«В год 6370 (862). …Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города… И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян»…
Аско́льд (?-882) — легендарный варяг, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).
Свидетельства о жизни Аскольда (в древнерусском написании — Оскольда) противоречивы, в настоящее время более или менее общепринятой является версия, предложенная автором Повести временных лет, согласно которой Аскольд и Дир были дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Константинополь. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. (864 г. по летописной хронологии, дата условна). В 860 году Аскольд и Дир совершили первый поход Руси на Константинополь (Царьград) (в летописи датирован 866 г.), в результате которого был заключен договор Руси и Византии и произошло первое крещение Руси. В 882 году Аскольд и Дир убиты князем Олегом, который обвинил их в незаконном захвате власти, поскольку они не принадлежали к роду Рюрика.
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских».
Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице (это и понятно — ред.). Новгородская же летопись помещает его могилу в Ладоге, (что более вероятно, так как ПВЛ «играет историей» — ред.) но также говорит, что он ушёл «за море».
Выводы:
1. Все эти народы которые образовали первую Русь были славяне — и вряги-русь и словене и позже и поляне.
2. Экспансия народа (войска) варягов-русь началась с Севера — города Ладога (с 862 г).
3. За два года были захвачены почти все славянские города включая последним и Киев.
4. На всей захваченной территории установилась княжеская власть народа варяги-русь или теперь уже просто — Русь.
5. Все «подконтрольные, вассальные» народы вынуждены были не только платить дань захватчикам, но содержать их самих и их общее войско.
6. Все «подконтрольные, вассальные» народы должны были служить в общем Русском войске.
7. Государство Русь стало существовать с того самого момента как Рюрик, «объединил своим мечём» все Северные славяно-финно-угорские города (примерно 862 год) и «сел» в Новгороде (864 год) — тогдашнем Центре Руси.
8. С момента прихода к власти в Киеве Все́волода Яросла́вича (1030 — 13 апреля 1093, князь киевский в 1076 — 1077 и с 1078 до конца жизни) испытывавшего серьёзные проблемы своей власти — история Всей Руси переписывается от политического Центра в Новгороде в пользу политического Центра в Киеве.
С этого момента (1076 г.?) начинает своё начало Великая Киевская Русь, при старательном «замарывании и уничтожении» любых альтернативных источников информации, что нашло своё окончательное выражение и закрепление в самопровозглашённом титуле Всеволода Ярославича — «Князь всея Руси», с указанием Киева, как политического Центра всей Руси.
9. Таким образом, политический Центр Руси менял своё географическое положение несколько раз и всё разы при загадочных и скрытых обстоятельствах. Вместе с этим «перемещением» политического Центра переписывалась и история.
Сначала это был город Ладога.
Затем Новгород.
Затем Киев…
Затем Москва. (но на этом пути были и другие «промежуточные станции», но не возможно в одной статье «объять необъятное»).
10. Русь никуда не девалась с самой «Ладоги» и до самых наших с Вами дней, современного времени, как бы кто-то время от времени не тянул «на себя одеяло» и не провозглашал себя Единственным Хранителем Святого Очага — Руси — Русь — это всё славянские Земли и население от Балтийского и до самого Черного моря, от Польши и до Урала.

Дополнение:
В связи с последними словами очень интересно исследовать, каким образом и как технически, было осуществлено в реальности «перемещение географического и политического Центра» Руси. Не только из Ладоги в Новгород, а из Новгорода в Киев, но и из Киева в Москву и другие города.
За этим стоит много загадок и много тайн ещё не раскрыто.

Приложение:

1. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛАВЯН (извлечение):

«Некоторые трактовки славянского этногенеза с учетом гаплогрупп могут быть обозначены со времен палеолита так.
R1a
Y-хромосомная гаплогруппа R1a встречается с частотой 54 % среди поляков, 47 % среди русских и 30 % среди украинцев, но только с частотой 15.2 % среди македонцев, 14.7 % среди болгар и 12.1 % среди герцеговинцев. Гаплогруппа R1a может быть связана с расселением прото-индо-европейских народов в 5-3-м тысячелетиях до н. э.».
Парадоксальные данные, не правда ли!?

2. МОНОМАХ.

Вызывают очень странные чувства бросающиеся в глаза интересные совпадения.
Всю историю, что мы в основном сейчас имеем возможность изучать мы имеем либо как историю написанную в Киеве, как историю именно Киевской Руси, либо чудом уцелевшие обрывочные данные из Новгородских источников, но не всегда согласующиеся пусть и вроде в мелочах, с Киевской.
Первую редакцию «ПВЛ» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 гг.
Практически, за небольшим исключением, после этого на Руси не сохранилось никаких альтернативных первоисточников по Руси и славянам, отражающей нашу историю как до так после этого события.
И связано это как-то и прежде всего, с появления на троне в Киеве — Все́волода Яросла́вича.
Все́волод Яросла́вич (в крещении Андре́й; 1030 — 13 апреля 1093, князь киевский в 1076-1077 и с 1078 до конца жизни). Первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси» (отразившийся на его печатях).
Именно с его появлением Нестор окончательно «переписывает историю» — вносит поправки в её ход — и исчезают все первоисточники, им использованные и до этой поры существовавшие.
Это выглядит, по меньшей мере, странно и наводит на мысли о смысле «этой операции» и мотивах вызвавших такое «вероломство».
Может быть, здесь сыграло свою роль родство Всеволода Ярославича с Византийским Императором Константином IX Мономахаом?!
И Византийская политическая заинтересованность в усмирении соседей?
Ведь «Всеволод был женат дважды:
первый раз — на «Мономахине», родственнице (возможно, дочери) византийского императора Константина IX Мономаха, умершей в 1067 году,
второй раз — на неизвестной (по не вполне надёжным данным, половецкой княжне), умершей в 1111 году.
От первого брака у него был сын Владимир Мономах и дочь Янка (уменьшительное от Анна или Иоанна), от второго — дочь Евпраксия и сын Ростислав Всеволодович, погибший молодым (утонул в реке Стугне) вскоре после смерти отца».
Он «четвёртый сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской.
Любимый сын отца; при его жизни не имел удела и жил в Киеве при родителях.
С 1054 по 1073 — князь переяславский (Переяславля-Русского), член так называемого «триумвирата Ярославичей» (вместе со старшими братьями Изяславом Киевским и Святославом Черниговским), принимал равное с ними участие в управлении государством (новая редакция «Русской правды», походы на кочевников, борьба со Всеславом Полоцким).
Переяславская епархия (как и черниговская) была повышена в этот период до митрополии.
В начале 1070-х годов триумвират распался: Всеволод вступил в сговор со Святославом против старшего брата Изяслава, который бежал в Европу.
Святослав занял киевский стол (1073), а Всеволод в ходе передела между ними владений несколько расширил свой удел.
Однако уже в декабре 1076 года Святослав внезапно скончался. Всеволод стал его наследником, но уже через полгода вернул престол вернувшемуся в Киев Изяславу, а сам получил владение покойного Святослава — Чернигов.

Второй же вопрос и самый главный — что хотели скрыть и что «выпучить» новоявленные вершители судеб людских, во главе с Всеволодом Ярославичем и его подручным Нестором? Выше, в статье я пытаюсь найти ответ на этот вопрос, но это робкая попытка.
Ведь если так легко «горят рукописи до сего момента» (Несторовского лже свидетельствования в ПВЛ), то почему так «бережно сохранились» сама ПВЛ и рукописи после неё.

Дополнение:
Старший извод Новгородской первой летописи сохранился в единственном Синодальном списке — древнейшем списке русских летописей. Пергаменная рукопись в четверть листа хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов, предположительно 136 листов утеряно.
Текст ранее 1016 (!) года утерян (!), предположительно он излагался на 16 тетрадях, то есть 128 листах. Текст за 1272-1299 годы утерян, предположительно составлял 1 тетрадь, то есть 8 листов.

Под 1204 годом помещена «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (л.64-72, стр.46-49). Относительно подробно описаны битва на Липице (л.83-86об., стр.55-57) и битва на Калке (л.95об.-99об., стр.61-63), а также татарское нашествие 1237-1238 годов (л.121-125об., стр.74-77) и битва при Раковоре (л.143-146об., стр.85-87). Многие большие тексты, которыми дополнена летопись младшего извода и более поздние летописи, здесь ещё отсутствуют.
Под 1240 годом описана Невская битва (л.126-127, стр.77), но падение Киева вовсе не упоминается.

Дополнительная информация:

«Повесть временных лет» рассказывает так о Рюрике: «В 859 году варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен, и с кривичей, и с веси, а хазары брали дань с полян, северян и с вятичей. В 862 году изгнали варяг за море и не дали им дани, но начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой, и сказали они’ себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались-русью, подобно тому, как другие назывались свей (шведы), а иные — норманны и англы, а еще иные готландцы, -вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжишь и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам. И сел старший Рюрик в Ладоге, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.
«Рюрик (IX в.) — предводитель варяжской дружины, по летописным преданиям, приглашенный новгородцами для прекращения междоусобиц и прибывший со своими братьями Синеусом и Трувором (некоторые ученые полагают, что таковых не существовало и появились они в результате неправильно прочитанного летописцем иностранного источника: «Рюрик пришел в землю славян со своим домом — «синехус» и верной дружиной — «тру-вор»). Рюрик княжил в Новгороде или на Ладоге. Считается родоначальником династии Рюриковичей. Кем был Рюрик, легендарной фигурой или реальным деятелем, откуда он пришел, какую роль играл в становлении рус. государственности — вопросы, остающиеся спорными до сих пор».
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
«РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР, по русским летописным преданиям, три брата-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде н основавшие Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли. Некоторые ученые отождествляют его с Рёриком Датским, совершавшим во главе варяжской дружины набеги на страны Западной Европы (до 860). Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор).
Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его «советников», другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в XI в., была использована при редактировании «Повести временных лет» в н. XII в. для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стал считаться Рюрик. Эта версия легла в основу антинаучной норманнской теории. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития».
В. Буганов

«Великий князь всея Руси» — титул, впервые зафиксированный в послании патриарха Нифонта князю Михаилу Ярославичу (1310-е годы). По всей видимости, заимствован у русских митрополитов, титул которых звучал: «митрополит Киевский и всея Руси» (начиная с Максима).

Читайте также: Новости Новороссии.