Выборы в России становятся демократичнее?

Опубликовано: 23 января 2020

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству:

Выборное законодательство РФ постоянно совершенствуется. Это связано с тем, что практика выборов, практика альтернативных выборов, практика выборов на многопартийной основе только начинает складываться. И тот период времени, который мы тратим на это — с начала 90-хх годов — это небольшой период времени. Поэтому, естественно совершенно, что избирательное законодательство совершенствуется, видоизменяется. При этом хотел бы подчеркнуть, что, в принципе, избирательное законодательство сложилось. Это общий большой объем нормативного материала, который очень предметно, точно, структурно регулирует правоотношения, которые существуют в этой области. Т.е. достаточно часто, говоря об избирательном законодательстве, некоторые специалисты говорят, что оно слишком точечное, слишком предметное, слишком структурировано. Но это очень важно с той точки зрения, что такого рода избирательное законодательство позволяет более системно контролировать его исполнение. Возникают проблемы, но, тем не менее, само законодательство дает инструментарий участникам избирательного процесса для того, чтобы контролировать. Может быть, в этой области нужно делать какие-то усовершенствования, посмотрим, какие предложения будут делаться по результатам последних выборов.

Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на то, что избирательное законодательство так же и демократизируется. Последнее послание президента РФ, которое было в 2008 году, расставило ряд акцентов, которые затем нашли воплощение в законодательстве: это присутствие, учет интересов тех избирателей, которые голосовали за партии, которые не прошли 7% барьер. Таким образом, появляется возможность представительства партий, избранных при следующих в Государственную Думу представить партии, которые прошли от 5% до 6%, получают одного депутата в Государственной Думе, от 6 до 7% — двух представителей в Государственной Думе. Таким образом, в большей степени учитываются голоса избирателей и для их представительства в государственной Думе. Это — первый момент.

Второй момент. Ставится вопрос о постепенном сокращении количества подписей, которые необходимы для регистрации списков. Исключен денежный залог при решении вопросов регистрации списков. Т.е. вот такого рода изменения происходят. Одновременно меняется и законодательство, которое касается выборов в муниципальные представительные органы власти. Одним из последних, достаточно интересных новшеств в этой связи, является установление единого стандарта для всей территории РФ, а именно стандарта: с 18 лет — это тот самый минимальный возраст, с которого гражданин может реализовывать пассивное избирательное право. Т.е. он может быть избран в муниципальный представительный орган власти. Новшество является, достаточно, интересным, это новшество обсуждалось с представителями молодежных сообществ. Практика работы в ряде субъектов РФ показывает, что молодые люди являются активными заинтересованными участниками законодательного процесса, бюджетного процесса. И мне представляется, что это создаст и определенные социальные лифты для тех людей, которые молоды и готовы активно участвовать в общественной жизни, готовы участвовать в жизни муниципалитетов, т.е. это, вот такого рода расширение их возможностей. Надеюсь, что многие молодые люди этим воспользуются. Ну, и студенты Московского университета с удовольствием отметили, что это событие произошло, правда, вся аудитория была слишком стара, им уже было всем по 20 лет. Но, тем не менее, они порадовались за тех людей, которые сейчас этими возможностями смогут воспользоваться.

В соответствии с международными договорами , в ряде случаев лиц, иностранные граждане, в соответствии с международными двусторонними договорами со странами, с которыми заключены такого рода договора, иностранные граждане, проживающие на территории РФ могут, действительно, участвовать в муниципальных выборах. Таким образом, участвовать в организации жизни по тому месту, где он живет. Но, подчеркиваю, это основы взаимности, это на основе специальных международных договоров. Т.е. это не общая, такая, широко распространенная практика. Что касается европейского пути или европеизации, как иногда говорят в законодательстве, у нас не стоит специальной задачи некой европеизации законодательства. Все дело в том, что в отдельных частях это законодательство более развито, если мы говорим о законодательстве, если мы говорим о политической практике, то надо подчеркнуть, что демократические институты РФ только складываются. Избирательный процесс и избирательная практика находятся также в стадии развития. Поэтому эта избирательная практика формируется. Означает ли это, что она будет отражать чьи-то стандарты или она будет формироваться по собственным, каким-то, стандартам.

Естественно совершенно, избирательные практики всего мира, так или иначе, повторяют друг друга. Ну, например, в Российской Федерации не будет устанавливаться ответственности за неучастие в выборах, а такого рода ответственность есть в целом ряде стран. Поэтому здесь это, такой, многоплановый процесс. Но самое главное, внутри этого многопланового процесса, следующее: если граждане не готовы будут взять на себя ответственность, или не заинтересованы в активном участии в избирательном процессе — это самое плохое, что может быть. Поскольку любое законодательство реализуется только в том случае, если есть активный субъект, который востребует это законодательство и который идет голосовать. И нужно точно понимать, что если ты пришел и проголосовал, то твое предпочтение будет точно совершенно учтено, т.е. нельзя передоверять свое право кому-то определять твою судьбу. Вот это очень важный аспект, который хотелось бы отметить. В данной ситуации мы находимся не в состоянии избирательной кампании, но тем не менее они предстоят. Они предстоят в марте следующего года, затем выборы депутатов Государственной Думы будут, затем будут выборы президента РФ. Поэтому нужно попытаться стать ответственными за судьбу своей страны и принять участие в голосовании.

Состоявшаяся избирательная кампания была достаточно сложной избирательной кампанией. Внутри этой избирательной кампании много мифов. И вот, в частности, один из распространенных мифов заключается в том, что иногда эту кампанию оценивают как кампанию, на которой якобы правящая партия завышенно использовала административный ресурс, или якобы несправедливо были получены эти голоса. Все это является неправдой. Вот мне бы хотелось, чтобы это искажение ушло. Всеми оппонентами в личных, жестких беседах признается, в непубличных беседах, что несомненно, совершенно, что партия «Единая Россия» имеет в настоящее время доминанту в общественном сознании. Это связано с поддержкой населением страны Владимира Путина. И это связано с поддержкой населением страны политики, которая проводится, как лидера партии Владимиром Путиным, это связано с поддержкой населением страны того сложного курса, который проводит президент страны Дмитрий Медведев, этого сложного и, с моей точки зрения, достаточно часто, кажется, единственно возможного курса стабильного развития страны, которая в настоящее время, при всех огромных сложностях, с которыми мы сталкиваемся, проводится.

ОПРОС: Нужна ли в России система обязательного голосования?

Читайте также: Новости Новороссии.