iPhone в России: маркетинговые просчеты

Опубликовано: 14 марта 2024

Наблюдая кунштюки отечественных сотовых операторов Большой Тройки в связи с наконец-то совершившимся приходом iPhone на российский рынок, понимаю, что тем самым пресловутым маркетингом там вообще не пахнет.

Вначале — примерно с год назад — начали появляться редкие и «жутко тайные» сведения из компетентных источников, что-де ведутся переговоры с Apple, и уже вот-вот они успешно завершатся. Молва (которую, вообще-то, грамотный маркетолог должен уметь направлять в нужную сторону не хуже, чем автогонщик — свой болид) объявляла то одного, то другого мобильного провайдера грядущим эксклюзивовладельцем на вожделенную трубку, придумывались какие-то дикие условия, на которых она якобы будет продаваться.

Затем прошла информация, что iPhone будут продавать все операторы. И начался новый виток маловменяемых телодвижений: опять слухи и домыслы, говноаналитика на посвященных мобильным технологиям сайтах и в оффлайне, какие-то мифические сведения из недр чуть ли не министерства связи на тему сертификации устройства… Потом вышла первая прошивка с русской локализацией; население, тысячами скупавшее между тем аппараты у перекупщиков, вдохновилось и на фоне победного шествия прибора по странам и континентам начало стр-р-р-радать: ну кода же, мол, уже у нас-то будет? Прогнозы варьировались от дурацки-оптимистичных («с января 2008 уже начнут продавать!») до депрессивно-пессимистичных («России в планах Apple нет вообще — мы для них не рынок»).

Думаю, не будет преувеличением предположить, что маркетинговые люди из операторских офисов — по идее, самые заинтересованные участники рынка — ничегошеньки не попытались сделать, чтобы направить стихийные флюктуации коллективного бессознательного в выгодную им сторону.

Вся эта вакханалия дико разогрела рынок, перекупщики счастливо потирали руки, отечественные гениальные программисты и прочие IT-шники понавыпускали платных и бесплатных программ под разлоченный iPhone и, надеюсь, тоже подзаработали.

В конце концов, объявив о скором начале продаж, операторы опять облажались — кто-то «случайно» выложил на сайт и сразу потер (дождавшись, естественно, пока все всё увидят) условия продаж, кто-то опять-таки «неспециально» перестал модерировать форум, на котором появились похабные и матерные посты; без слез на эту чехарду смотреть было невозможно.

Объявленные наконец-то официально тарифы одного из операторов вызвали шквал возмущения среди iPhone-фанатов и просто неравнодушных: чего стоит один только «безлимитный интернет с ограничением трафика»! Давно я так не смеялся. Думаю, не я один.

На этом фоне наивная «единая дата начала продаж» устройства выглядит единственной более-менее взвешенной попыткой хоть как-то подготовить целевую аудиторию и направить потребительское поведение в нужном направлении. Но и тут не обошлось без накладки. Такая, знаете ли, могучая накладища: на руках у населения уже находятся сотни тысяч разлоченных и джейлбрейкнутых (значение терминов несведущий читатель может найти самостоятельно, набрав их в любой поисковой системе) аппаратов, вполне рабочих и купленных зачастую очень значительно дешевле операторских тарифов — с какой стати им понадобятся новые? Я не понимаю. Впрочем, я не работаю в сотовом операторе.

Неудивительно, что особо циничные комментаторы ситуации называют дежурящих в очередях у точек продаж людей нанятыми артистами и активно хают ценовую и тарифную политику операторов. Потому что выводить на рынок революционный продукт — это вам не тарифы «лайт», «суперлайт», «мобильный вампир» и прочие «классные» внедрять, тут нужно настоящее, серьезное планирование, плотная и глубокая работа с аудиторией, подготовка рынка — которая должна начинаться очень задолго до того, как станет ясен день продаж — и продуманная взвешенная медиасоставляющая. Однако шаблонность мышления и привычка влёгкую пилить бабло на ребрендинг сделали свое дело. Аминь, операторчеги: с задачей вы не справились, плановых объемов продаж достичь вам будет ой как нелегко. Если вообще возможно.

Читайте также: Новости Новороссии.