Нам придется выбирать отечественное, даже когда оно дороже импортного?

Опубликовано: 25 марта 2023

Помимо финансовой помощи, стимулирования спроса и других мер российские власти придумывают новые способы поддержки российских предприятий. На прошлой неделе, в частности, замглавы Министерства промышленности и торговли (Минпромторг) Денис Мантуров предложил установить 25-процентную ценовую преференцию для российских компаний перед иностранными предприятиями в рамках конкурсов на получение заказов по государственным закупкам.

Иными словами, если предложение будет закреплено в виде нормативного документа, в конкурсе по госзакупкам российская компания выиграет у иностранной даже в том случае, если её продукция будет на 25% дороже. Стоит отметить, что ценовые преференции на уровне профильных ведомств (Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин и ФАС) обсуждаются с конца прошлого года, когда кризис вступил в активную фазу. Минэкономразвития в декабре даже подготовило соответствующий приказ, который, по словам представителя одного из профильных ведомств, уже находится в стадии окончательного согласования и будет подписан в ближайшее время. Ценовые преференции начнут действовать с момента его подписания.

Ранее, впрочем, чиновники останавливались только на 15% ценовых преференций. «Если на ноябрь согласованная позиция была 15%, то с ухудшением ситуации сегодня имеет смысл вернуться к вопросу об увеличении до 25%», – рассказал Денис Мантуров. Стоит отметить, что ценовые преференции – это часть пакета мер по поддержке отечественного производителя при помощи госзаказа. Весь же пакет будет полностью готов к апрелю и должен включать в себя помимо преференций ещё и удвоение госзаказа, увеличенное авансирование, а также более ранние конкурсы по госзакупкам до 2010 года. Всего предложенные правительством меры обойдутся бюджету-2009 в 8 трлн. рублей.

До последнего момента было неясно, всей ли продукции коснётся данное правило, если будет принято, или только некоторой. Кризис усугубился, и его решили распространить практически на всю продукцию: транспорт, включая автомобили, продукцию металлургии, медицины, лёгкой промышленности.

По мнению аналитиков, с одной стороны, данная мера, если будет краткосрочной (на два-три года), окажет положительный эффект для поддержания отечественной промышленности. Мера, хоть и носит откровенно протекционистский характер и стимулирует к излишним тратам бюджета, что нежелательно в условиях экономии, вызовет дополнительный спрос для российских компаний. Но, с другой стороны, в российских реалиях она может оказать не положительное, а отрицательное влияние на экономику. Не секрет, что при госзакупках в России большую роль играет лоббистский ресурс, и в конечном итоге дополнительно выделенные средства могут быть направлены на поддержку неэффективных приближённых компаний. Иными словами, например, автомобиль «Волга» может покупаться госорганами по более высокой цене, чем, допустим, Ford Focus, хотя на рынке стоит дешевле. Кроме того, таким образом исчезнет один из основных двигателей прогресса – ценовая конкуренция. Если российских производителей не будут стимулировать к снижению цен, у них не будет необходимости делать производство более эффективным, а значит, в долгосрочной перспективе это приведёт к ещё большей потере конкурентоспособности российских предприятий.

В планах Минпромторга также значится поддержка экспорта отечественных производителей. Как заявил Денис Мантуров, министерство подготовило и внесло в правительство проект постановления о выделении в 2009 году 6 млрд. рублей на погашение процентных ставок по кредитам российских промпредприятий-экспортёров. Он отметил, что в 2008 году министерство направило 5,8 млрд. рублей на эти цели. Причём изначально в 2008 году лимит поддержки экспортёров составлял 3 млрд. рублей. Однако в конце года в рамках антикризисной программы он был увеличен ещё на 2,8 миллиарда. Как пояснили в Минпромторге, на 2009 год решили сразу установить высокий уровень поддержки. По мнению экспертов, поддержка российских компаний, продающих свою продукцию за рубеж – правильная мера, которая уже давно используется на Западе. Из-за этого, кстати, Россия во многих отраслях теряет рынки ближнего зарубежья. Например, в Казахстане изначально покупали комбайны у российского производителя «Ростсельмаш». Однако в последние годы они стали приобретать более дорогие немецкие машины. Причина заключается в том, что немцы при поддержке государства предлагают выгодные условия лизинга под 4% годовых. Российский производитель не имеет другой возможности, кроме как работать по предоплате.

Андрей Бойков

Читайте также: Новости Новороссии.