Нужна ли в кризис реформа образования?

Опубликовано: 10 июня 2020

В Высшей школе экономики прошла Х Международная конференция по проблемам развития экономики и общества. На одном из «круглых столов» обсуждались варианты вероятного воздействия экономического кризиса на систему образования. Что нужно делать: законсервировать то, что есть, или продолжать модернизацию? Об этом говорили участники дискуссии.

Кто пострадает от кризиса

Ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов остановился на сценариях воздействия экономического кризиса на систему образования в России. Что касается высшего образования, то падение доходов семей неизбежно отразится на спросе на дорогие платные услуги в высшем образовании. В лучших вузах этот спрос сократится на 30% для тех, кто поступит в этом году, и на 15% для тех, кто уже является студентом. Многие перейдут с платных мест в лучших вузах, на более дешевые – в менее качественных. И это приведет к тому, что отдача государству будет меньшей (такие студенты не получат прежний набор компетенций).

В связи с сокращением бюджетных расходов на образование, под ударом окажутся не стипендии, зарплаты и коммунальные услуги (они – самые защищенные), а программы развития. И это, по мнению ректора Вышки, — очень опасно. К тому же, вузы почувствуют сокращение внебюджетных доходов, естественное в ситуации кризиса. И больше наказаны будут те учебные заведения, которые активней других работали на рынке.

Из-за кризиса может прекратиться «отстрел» плохих вузов, начатый было Рособрнадзором (это непопулярная мера в нынешней ситуации, когда Правительство делает ставку на превращение вузов в камеры хранения молодежи).

Что касается использования образования как социального резервуара, то здесь есть свои сильные и слабые стороны. Из плюсов: программы дополнительного образования и программы переподготовки, конечно же, поддержат бюджеты учебных заведений. Но есть опасность того, что удержание студентов в вузе без мотивации приведет к общему снижению качества образования. «У меня пессимистический взгляд на то, захочет ли власть, которая в первую очередь озабочена тем, чтобы все были довольны, пойти сейчас на рост реструктуризации,- сказал Ярослав Кузьминов. — Нам нужно изъять образовательных наперсточников. Они не дают никаких реальных компетенций. Речь идет не о вузах, а о программах».

А выступивший на «круглом столе» вице-губернатор Ханты-Мансийского округа Алексей МАЙОРОВ, заявил, что главное – не превращать в такой резервуар-отстойник школу. Из-за того, что 90% девятиклассников продолжают обучение в старшей школе, педагогам приходится учить тех, кому это совсем не нужно. Это вконец разрушает и без того дышащее на ладан школьное образование (правда, вице-губернатор, видимо, забыл, что недавно был принят закон об обязательном полном среднем образовании).

По мнению Сергея Гуриева, ректора Российской экономической школы, альтернативным социальным отстойником в кризис могла бы стать профессиональная армия: «Почему бы не перейти на профессиональную армию? Плохих студентов будет меньше. Не идти устраивать оранжевую революцию, а пойти в армию за деньги».

Отразится кризис и на отношении людей к выбору профессии. И тут все зависит от того, окажется ли он затяжным или продлится год-два. Может быть, единственный позитивный фактор этого периода, — повышение конкурентоспособности рабочих мест.

Самое забавное заключается в том, что слухи о том, что стране не нужны экономисты и юристы – сильно преувеличены (а точнее, не слухи, а утверждение министра образования Андрея Фурсенко). По словам Алексея Майорова, в Ханты-Мансийском автономном округе ощущается колоссальная нехватка юристов («Если на федеральном уровне говорят о перепроизводстве экономистов и юристов, то у нас – недопроизводство юристов. Колоссальная востребованность юристов. Любых! Зарплаты достойные. Что касается менеджеров и экономистов, то нужны хорошие. А юристы нужны все! Уверен, что во многих других субъектах РФ такая же ситуация»). С этим согласился и Ярослав Кузьминов.

Что будет со школой

В период кризиса произойдет неравномерное ухудшение положения регионов. А значит, ухудшение состояния дошкольного, школьного и частично профессионального образования, которые финансируются не из федерального, а региональных бюджетов. К регионам, в которых может произойти снижение бюджетов до 40-50%, относятся территории с преобладанием металлургического комплекса – Липецкая, Вологодская области. Или города-автомобильные гиганты – Набережные Челны, Тольятти и другие. В Пермском крае и Нижегородской области доходная часть может снизиться до 30%. Сокращение бюджетов испытают регионы, чья деятельность связана с портами – Калининградская и Мурманская области, Приморье…

Именно они пострадают больше всего: до кризиса они имели сбалансированные бюджеты, и потому не получали значительных трансфертов из федерального бюджета. А теперь они столкнулись с обвальным сокращением доходов. Города, основу экономики которых составляли промышленные гиганты, были донорами региональных бюджетов. В кризис же они стали реципиентами. Образовательные системы именно таких благополучных регионов, в период кризиса подвергаются наибольшим рискам.

По оценкам ГУ ВШЭ, в среднем сокращение бюджетов регионов составит 25% от 2008-го года. По «новым проблемным регионам» эта ситуация будет хуже в полтора раза. Это может быть компенсировано поддержкой из федерального бюджета. Но если кризис станет затяжным, это будет маловероятным.

Ярослав Кузьминов опасается, что кризис сделает невозможными многие начатые реформы в образовании. В частности, — переход на новую – отраслевую систему оплаты труда преподавателей. Ведь если базовая часть оплаты труда является гарантированной, то стимулирующая – куда менее защищена. Она попросту может быть секвестирована.

Если суммировать то, что было сказано в докладе ГУ ВШЭ о школе, то под угрозой оказывается реализация таких направлений образовательной политики, как завершение программы информатизаци школы, переход на новые образовательные стандарты (включая разработку новых программ, учебников, повышение квалификации)…

Чего не получат вузы

А что касается высшего образования, то уже сегодня приняты решения о 15% сокращении федеральных программ.

Не оправдываются ожидания масштабной поддержки развития сети федеральных университетов и формирования сети исследовательских университетов.

Завершился и не получил продолжения проект поддержки инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта «Образование». Не будет увеличено финансирование вузов по разделу «наука».

Все это приведет к отставанию ведущих исследовательских вузов от конкурентов за рубежом.

Для того, чтобы по возможности не допустить всего этого, нужно уже летом 2009 года сформировать госпрограмму поддержки образовательного кредита. Их могли бы предоставлять системообразующие банки, типа Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, Газпромбанка) под гарантии бюджета и только для обучения в ведущих вузах, определенных на конкурсной основе. По мнению ГУ ВШЭ, это позволит сократить бюджетную поддержку неэффективных образовательных учреждений и решит проблему доступности высшего образования.

А еще необходимо начать реализовывать программу создания национальных исследовательских университетов. Не менее чем 15.

Установить бюджетное финансирование магистратуры на уровне 200-250 тысяч рублей в год на одного студента (включая элитные негосударственные вузы).

Чтобы преодолеть проблемы с трудоустройством, предлагается программа «включенных стажировок» — 3-12-месячную пробную работу по специальности на профильных предприятиях и в организациях.

А еще — софинансирование до 50% стоимости платного обучения в 50 ведущих вузах, а также в вузах и колледжах по дефицитным направлениям.

И это далеко не все меры, которые были предложены.

Главное же, по мнению авторов доклада, сделанного Ярославом Кузьминовым, понять, что мы стоим перед стратегической развилкой: или законсервировать ситуацию в образовании (обрекая его на отставание от конкурентов), или обеспечить поддержку точек развития, сохранив достигнутый уровень финансирования. «От этого выбора будет зависеть то, с каким потенциалом Россия войдет в следующий этап экономического роста».

Читайте также: Новости Новороссии.