Олимпиады-2014 не будет, это просто пшик

Опубликовано: 12 сентября 2023

Борис Немцов и его друг Владимир Милов создали «неправительственный доклад» о том, как идет подготовка к Олимпиаде в Сочи-2014. Текст размещен на сайте движения «Солидарность», на красном фоне. «Солидарность»,на красном фоне, который кричит: «Опасность!»

И, действительно, доклад выдержан в кричащих тонах:

«Идея провести зимнюю Олимпиаду в приморском городке с субтропическим климатом, окруженном горами, где инфраструктура практически не модернизировалась с советских времен, все больше выглядит безумной авантюрой. Зимние виды спорта (кроме горных лыж) благодаря субтропическому климату в Сочи неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — придется строить с нуля. Из-за сложного горного рельефа местности строительство транспортной инфраструктуры, со множеством тоннелей и мостов, выходит в астрономические суммы. Огромная нагрузка на небольшую территорию Сочи угрожает городу катастрофическими последствиями».

«Сегодня стали реальностью как срыв подготовки Олимпиады в установленные сроки, так и нанесение Сочи неприемлемого ущерба чересчур интенсивным строительством олимпийской инфраструктуры».

«Путинский план проведения Олимпиады-2014 в Сочи угрожает разрушить Сочи. Город физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной нагрузке, которую ему предстоит выдержать, если Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут по сценарию, разработанному Путиным. Сценарий Путина предполагает:

чрезмерное насилие над инфраструктурными возможностями Сочи (транспорт, энергетика, системы водоснабжения и канализации);

растрату беспрецедентного объема бюджетных средств, многократно превышающих стандартные расходы на проведение Зимних Олимпийских игр;

разрушение уникальной экологии региона;

удар по курортной экономике города и завоз тысяч временных рабочих, способных дестабилизировать обстановку в Сочи;

сооружение «потемкинских деревень», которые после окончания Игр окажутся никому не нужны.

Проведение Олимпиады превращается в показушно-воровское мероприятие, способное нанести Сочи катастрофический ущерб».

«Сочи уже стоит на пороге транспортного коллапса — по концентрации автотранспортных средств (их здесь около 120 тысяч) на душу населения Сочи опережает Москву. Движение по действующей главной автотрассе исключительно затруднено, особенно в летний период. Многокилометровые пробки стали бичом города; в часы пик скорость передвижения транспорта здесь медленнее, чем в Москве. В пределах Центрального и Хостинского районов города автодорога М-27 проходит по основным городским улицам — Виноградной и Курортному проспекту. Интенсивность автомобильного движения на этих участках достигает в летние месяцы 32 тысяч и более автомобилей в сутки при средней скорости движения менее 10-15 км/ч.

Первоначально для решения проблемы пробок министр транспорта Игорь Левитин предложил построить второй ярус Курортного проспекта. Однако неадекватность этой идеи была очевидной с самого начала: чтобы начать строительство второго яруса, Курортный проспект пришлось бы закрывать, а это полностью парализовало бы транспортнуюсистему Сочи на время строительства (минимум 1-2 года)».

«Основные средства — 242 миллиарда рублей — планируется выделить не на развитие транспортных магистралей и развязок в самом городе, не на обеспечение прибрежного сообщения по линии Лазаревское-Центральный район-Адлер, где наиболее сильный транспортный поток, а на строительство дороги-связки между Адлером и Красной Поляной (подробнее о ней ниже), которая после Олимпиады будет мало востребована.

Наплыв автотранспорта, связанный с Олимпиадой, полностью парализует автомобильное движение в Сочи — если, конечно, сочинцев не решат просто «удалить» из города, запретив им показываться на улицах, как это было сделано в отношении жителей Санкт-Петербурга в 2006 году во время саммита «Большой восьмерки».

«Сложный горный рельеф Сочи приводит к тому, что строительство транспортной инфраструктуры сопряжено с необходимостью сооружать множество горных тоннелей и мостов. Это очень дорого, а главное, долго: например, чтобы успеть к 2013 году построить запланированную дорогу Адлер — Красная Поляна, придется прорубать тоннели со скоростью 500 метров в месяц, хотя пока их строительство даже и не начато. Перспектива не успеть к Олимпиаде более чем реальна».

«Отдельный вопрос — энергоснабжение Олимпиады. Сочи — глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Только в 2004 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочинской ТЭС мощностью 80 мегаватт (в свое время решение о начале финансирования ее строительства принималось правительственной комиссией под руководством Бориса Немцова). Однако этого все равно недостаточно для обеспечения потребностей города в электроэнергии: уже сегодня потребление составляет около 400 мегаватт.

С учетом других небольших источников электроэнергии (Краснополянской ГЭС и Туапсинской ТЭС, в сумме дающих около 30 мегаватт мощности) Сочи покрывает свои потребности в электричестве всего на четверть. Передача электроэнергии из других регионов проблематична: традиционно Сочи ориентировалось на подачу электроэнергии от Ингури ГЭС, находящейся на территории Грузии. Сейчас, в силу очевидных причин, организация поставок электроэнергии из Грузии невозможна».

«Планы олимпийского строительства предусматривают сооружение новых энергомощностей — Адлерской и Туапсинской ТЭС (совокупной мощностью 510 мегаватт), увеличение мощности Сочинской ТЭС с нынешних 80 до 300 мегаватт, а также сооружение каскада ГЭС на реке Мзымта мощностью 23 мегаватт. Однако это строительство, во-первых, стоит денег, а во-вторых, требует поставок природного газа.

Олимпийская программа оценивает стоимость сооружения энергообъектов в 49 миллиардов рублей. Помимо этого, для снабжения электростанций природным газом придется построить газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи протяженностью 174 километра, из которых 151 займет подводный газопровод по дну Черного моря.

Стоимость этого строительства составит до 300 миллионов долларов, при этом потребуется обеспечить поставки в Сочинский регион около 2 миллиардов кубометров газа. Это непростая задача, с учетом того, что «Газпром» сегодня испытывает трудности с обеспечением надежных поставок природного газа потребителям — добыча газа падает, новые месторождения не вводятся».

«Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой-2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тысяч человек. Но уже в настоящее время в Большом Сочи проживает более 400 тысяч человек, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тысяч человек! Городские очистные сооружения не справляются с нагрузкой, вследствие чего в море и реки регулярно попадают сточные воды. По мнению ряда экологов, в Сочи в ближайшие пять лет могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой качественной питьевой воды. Городская канализация на 70% изношена, при этом в некоторых городских кварталах современная канализация просто отсутствует.

Требуется фактически полная замена городской канализационной сети».

«При этом, в связи с охватившим Россию экономическим кризисом и заявлениями премьера Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Козака о сокращении расходов на Олимпиаду, стоит ожидать урезания прежде всего статей, связанных с модернизацией инженерной инфраструктуры города — ради отчета перед МОК на спортивных объектах предпочтут не экономить. Сочинцев просто обманывают, обещая вместе с Олимпиадой модернизировать системы водоснабжения и канализации».

«Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации в Сочи уже сегодня крайне отрицательно влияет на состояние морской воды. По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), проверка водоканалав районе Большого Сочи выявила повсеместное нарушение технологии очистки сточных канализационных вод. Свалки промышленных и бытовых отходов Сочи эксплуатируются с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Ни одна свалка города не имеет соответствующей разрешительной документации.

Можно только предположить, что будет с качеством морской воды в районе Сочи, если нагрузка на город в результате наплыва строительных рабочих и гостей Олимпиады возрастет, а адекватной модернизации систем водоснабжения и канализации осуществлено не будет».

«Лучшие пляжи в Сочи будут отданы под два грузовых порта мощностью по 5 миллионов тонн грузов каждый, которые предполагается построить в Имеретинской низменности. Один порт планируется разместить в районе устья реки Псоу, другой — в устье реки Мзымта. По мнению экологов, реализация этих проектов приведет к полному уничтожению последних приморских экосистем Имеретинской низменности, а также уничтожению пляжей».

«В нынешнем состоянии пляжи могут вместить по санитарно-гигиеническим нормам всего лишь 250 тыс. человек, хотя число ежегодно посещающих Сочи туристов составляет миллионы. Массовые изъятия песка и гальки с пляжей и из русел рек, перехват потока пляжных наносов портовыми сооружениями нанесет серьезный, невосполнимый ущерб рекреационному потенциалу этих территорий, акватории Черного моря».

«При этом после окончания Олимпиады портовые мощности окажутся не нужны: один из грузовых портов, сооружаемый компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски, предполагается перепрофилировать в частный яхт-клуб на 400-500 мест, который будет служить приезжим олигархам, но не сочинцам».

«Все основные объекты Олимпиады-2014 предполагается разместить в районе Имеретинской бухты на площади в 21 кв. км, на 7-километровом участке побережья, 3 км в глубину, расположенного между реками Псоу и Мзымта. Т.е. размещение основной олимпийской инфраструктуры планируется осуществить на пойменных землях.

С геологической точки зрения это — чистая авантюра. Возведение капитальных сооружений в илистых и болотистых грунтах практически невозможно».

«Ради строительства олимпийских сооружений и порта власти решили выселить людей с их земель, разрушив принадлежащие им дома. Планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов. Выселение людей осуществляется самым беспардонным способом: в ответ на законное требование жителей Имеретинской долины — сначала предоставить им новое жилье, власти буквально вышвыривают людей на улицу».

«Граждане должны будут в обязательном порядке освободить свои земли и дома не позднее 31 марта 2009 года, при этом власть не готова предоставить им новое постоянное жилье, и намерена переселить сочинцев во временные жилища — пансионаты и временные квартиры».

«…из расчета средней стоимости компенсации для одного частного домовладения в 1-1,5 млн. долларов для 400 домовладений (около 600 млн. долларов), а также приблизительной оценки стоимости расселения 32 многоквартирных домов (еще порядка 400 млн. долларов) сумма компенсаций гражданам за расселение уложится в пределах 1 млрд. долларов — вполне посильные средства для нашего государства, запланировавшего космические расходы на строительство олимпийской инфраструктуры, но не желающего заплатить справедливую компенсацию своим гражданам».

«Наконец, не стоит забывать, что Сочи находится в зоне военного противостояния между Россией и Грузией, крайнее обострение которого случилось в ходе вооруженного конфликта в августе 2008 года. С учетом того, что Россия признала независимость Абхазии и приняла решение о размещении там своей военной базы, а Грузия не признает эти решения законными, не исключена новая вспышка военного конфликта. Между властями Грузии и Абхазии происходит постоянный обмен агрессивной милитаристской риторикой, проводятся военные приготовления.

Это создает беспрецедентную угрозу безопасности Игр: ни одна из зимних Олимпиад не проводилась в такой близости от очага вооруженных конфликтов».

«Нет сомнений, что главная неафишируемая цель проведения Олимпиады для правящей верхушки — украсть побольше средств, выделяемых из бюджета на ее проведение. Чтобы понять это, достаточно всего лишь взглянуть на олимпийский бюджет — в прошлом году он оценивался в 314 млрд. рублей. И это без учета объявленных в январе оценок стоимости строительства совмещенной автомобильной и железной дорог Адлер — Красная Поляна, которое обойдется в 242 млрд. рублей (прежде в бюджете сочинской Олимпиады фигурировали расходы на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна в сумме 28,4 млрд. рублей, однако в связи с переносом олимпийских объектов из Грушевой поляны по требованиям экологов от строительства этой дороги отказались).

Т.е. реальная стоимость Олимпиады в Сочи (с учетом добавления стоимости дороги Адлер — Красная Поляна), в соответствии с ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» плюс расходами на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, составит 527 (!) млрд. рублей (первоначальные 314 млрд. рублей по ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», плюс 242 млрд. рублей на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, минус 28,4 млрд. рублей на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна). По курсу 35 рублей за доллар это 15,1 миллиардов долларов».

«Кто-то назовет эту цифру «рекордной»; мы предпочитаем называть ее позорной и скандальной. Стандартная стоимость проведения зимних Олимпиад в последние годы колебалась вокруг 2 млрд. долларов».

«Из общей сметы Олимпиады в Сочи 314 миллиардов рублей 9две трети — 195 млрд. рублей — выделены из бюджета. При этом лишь 31,3 млрд. рублей планируется направить на спортсооружения, всего 2,5 млрд. — на экологию. Основные средства — 216 млрд. рублей — пойдут на создание транспортной инфраструктуры».

«Можно только представить себе фантастическую степень коррупции при распределении этих средств». «…стоимость одного погонного километра дороги составит свыше 4,8 миллиардов рублей, или около 140 миллионов долларов по текущему рыночному курсу!» «В международной практике строительства дорог максимальная планка стоимости строительства — 70 млн. долларов за километр. Как правило, такие цифры характерны только для сложных горных тоннелей — например, в швейцарских Альпах…»

Читайте также: Новости Новороссии.