Российское образование – реформы продолжаются?

Опубликовано: 17 августа 2023

15 декабря Президент подписал перечень поручений по итогам состоявшегося двумя месяцами ранее форума «Качественное образование во имя страны. На Форуме обсуждались проблемы отечественной системы образования, пути их поиска решений. А проблемы действительно есть.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира (Education Index , Россия по данному показателю находится на сорок девятом месте из ста восьмидесяти восьми возможных, соседствуя с Гренадой, Хорватией и Белоруссией. Этот комбинированный показатель Программы развития ООН является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование (Expenditure on Education ), рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, наша страна занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных. Это довольно низкий показатель, но стоит отметить, что из стран, находящихся на постсоветском пространстве, нас обгоняет только Белоруссия.

По Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) России в 2014 году присвоили пятьдесят седьмое место из ста восьмидесяти семи, это место в группе с высокими показателями (есть еще группа с очень высокими показателями).
Но занимает она это его, большей частью, именно благодаря критериям образования и знания, по которым имеет относительно хороший рейтинг. По другим параметрам, включенным в ИРЧП (уровень жизни, рынок труда, права и возможности, здоровье) положение РФ гораздо хуже.

Не удивительно ли, что как раз система образования после развала СССР стала многострадальным объектом реформирования, а результаты проводимой в этой сфере политики – одними из самых спорных? Советские традиции строились на приоритете коллективизма, преемственности, ценностного подхода, это необходимо для поддержания идентичности социума. С провозглашенной либеральной реформой индивидуализацией личности образование приобрело иной смысл. Интеллектуальный ресурс, являющийся опорой государственности и гарантом развития человеческого потенциала, подвергся торпедированию. Ответственность за негативные последствия реформ не несет никто, хотя понятно, что планомерный разгром отечественной системы образования является прямой угрозой национальной безопасности.

Очевидно, что проблемы в российской системе не уникальны и характерны практически для всех государств, входящих ранее в состав СССР.

Они являются результатом разрыва преемственности в образовании, нарушения традиций и «антиисторического» отрицания достижений советского опыта, характерного для периода конца ХХ – начала ХХI века.

Какие поручения сделал Президент?

«… провести с участием представителей общественности и профессионального сообщества обсуждение вопросов, касающихся духовно-нравственного воспитания личности и создания условий для её развития, а также формирования единого образовательного пространства Российской Федерации.

… подготовить предложения о мерах по формированию российской гражданской идентичности, а также по поддержке проектов, направленных на социализацию детей и подростков.

… рассмотреть вопрос о возможности применения индекса научного цитирования в ведущих российских журналах при оценке деятельности научных и образовательных организаций высшего образования.

… рассмотреть с участием Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», ведущих университетов и объединений работодателей вопрос о подготовке инженерных и педагогических работников по программам специалитета». Выполнить это и другие поручения предписано «в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации».

Итак, звучит призыв к созданию единого образовательного пространства России, к формированию национальной идентичности, возвращении воспитательной компоненты и попытке отказа от уровневого высшего образования хотя бы по ряду специальностей. По сути, все формулировки звучат в противовес линии, которая проводилась с момента перестройки – интеграция в европейское пространство, выхолащивание функции воспитания, тотальный переход на систему бакалавриат-магистратура.

Новые призывы главы государства по времени совпадают с введением режима санкций, который повлиял, в том числе, и на поддержку Западом различных программ в сфере образования, например, финансируемых Всемирным Банком. На днях в Интернете был размещен пост посольства США о размерах «помощи» России за последние 20 лет, где указывалась сумма в 20 млрд. долларов, часть из которых приходилась на гуманитарные программы и образование.

Станут ли президентские поручения началом пересмотра результатов либеральной реформы образования, положат ли начало восстановлению отечественной системы? Согласно подсчетам ОНФ из 38 президентских поручений в сфере образования исполнено только 17. А из десяти поручений, которые были даны в 2012 году правительству в рамках майских указов – только одно.
Попытка запустить процесс преодоления разрыва между западной моделью образования и цивилизационно-ценностными основами российского общества достойна уважения и необходима, но декларация тезисов должна иметь практическую реализацию. Основания для сомнений в последующих практических шагах возникают, во-первых, из-за проводимой в этой сфере кадровой политики, во-вторых, из-за низкой выполняемости президентских поручений и, в-третьих, из-за снижения доли бюджетных расходов на образование в силу текущего состояния экономики России.

Читайте также: Новости Новороссии.