Состоялись военно-полевые учения священников

Опубликовано: 24 сентября 2023

19 июня на Мулинском полигоне в Нижегородской области закончилось первое в истории Российской армии учение по развертыванию военно-полевого храма на боевых позициях войск. Во время проводившихся здесь маневров и артиллерийских стрельб на полигон прибыла группа священников. И в течение нескольких часов с помощью бойцов она смонтировала из привезенных материалов храмовое помещение с необходимой церковной утварью. Рядом была установлена специальная палатка для настоятеля. В ходе маневров в храме проходили богослужения, трое военнослужащих приняли таинство крещения, сотни исповедались и причастились.

«Камаз» — храм

Храм был сконструирован на базе автомобиля «Камаз» по подготовленному Московской Патриархией проекту. В развернутом состоянии он вмещает одновременно до 50 бойцов.

Руководивший церковными учениями заместитель председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами игумен Савва (Молчанов) рассказал журналистам: «Военно-полевой храм, сооруженный на Мулинском полигоне, — единственный в России в своем роде. Создавая этот проект, мы учли все особенности служения в условиях воинских учений или реальных боевых операций, а также пожелания священников, побывавших в «горячих точках».

Впервые в крупных маневрах современной Российской армии священники приняли участие, когда проводились учения «Южный щит-2006». На них действовало более двадцати тысяч человек, которых обслуживали 18 православных и 4 мусульманских священника.

«Там мы приобрели бесценный опыт, который очень важен сегодня, — вспомнил Савва Молчанов. — Были отработаны формы, методы, этапы работы священника в условиях боевых действий. На маневрах мы отрабатывали действия священника, когда он уходит на войну, находится на войне и приходит с войны. У нас был палаточный храм, который должен был располагаться стационарно. Он стоял при штабе Внутренних войск в Моздоке, а также в Ханкале. Был и другой тип храма — на машине с прицепом. Священник там же и живет, утром встает и едет на позиции. Формы пастырской деятельности в различных храмах мы отрабатывали на практике. Палатку мы приобрели в Петербурге, на выставке Сухопутных войск. Потом отправились на Софринский церковный завод, оказалось, что там уже была задумка создать военно-полевую церковь. С заводом работали рука об руку — и получился прекрасный храм. Это очень важно, ибо церковная красота, благолепие ежеминутно вещают о Христе. Представьте, с боевых позиций, в грязи, в солярке, приходит военный — и попадает в Царство Небесное!

Считаю, что эта красота должна распространиться во всех родах войск. Мы будем улучшать конструкцию храмов с помощью софринских мастеров. Фонд «Архистратиг» сделает несколько десятков заказов, и мы распространим их благотворительно для других священников».

Взаимодействие с мусульманским духовенством

«Не менее важен опыт взаимодействия с мусульманским духовенством, — считает Савва Молчанов. — Присутствие этого духовенства на учениях было инициировано Синодальным отделом и командованием Сухопутных войск. То, что люди, исповедующие ислам, не остались без окормления — это было по-человечески правильно, политически грамотно и традиционно для России. Будучи старшим, я, в согласовательной форме, работал с муфтием Мухаммедгали Хазратом Хузином. Командование выделило ему машину, и она стала «мечетью на колесах». Приходили военнослужащие, творили намаз, совершали молитвы. Учения показали, что между православием и исламом в армии нет антагонизма. Духовенство, работая рука об руку, может принести огромную пользу».

Священников в армии стало больше, чем при царе

Для Российской армии (исключая советский период) участие духовенства в военных маневрах и боевых действиях было нормой. При Петре I священники организационно вошли в штат полков. Накануне Первой мировой войны в русской армии (ее численность была сопоставима с нынешней) насчитывалось 850 священников. По оценке главы отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Дмитрия Смирнова, сегодня войска духовно окормляют две тысячи священников, правда, на общественных началах. В воинских частях работает 156 храмов и часовен. Еще около 400 располагается неподалеку от казарм. И вот появился первый мобильный военно-полевой храм. В будущем развертывание таких церквей рядом с боевыми позициями, как предполагается, станет неотъемлемой частью организации военных учений.

Зарубежный опыт

В подавляющем большинстве зарубежных армий священники являются штатными единицами. Например, в США Служба военных священников (СВС) включает 3000 капелланов, представляющих более 120 религиозных конфессий. Почти все они имеют офицерские звания. Возглавляет СВС совет капелланов, подчиняющийся помощнику министра обороны по личному составу. В совет входят 6 человек, в том числе 3 капеллана видов вооруженных сил в звании генерал-майор (контр-адмирал). Они поочередно исполняют обязанности председателя совета — главного капеллана ВС и ежегодно сменяются на этом посту

Священники, поступающие на службу в ВС США, проходят трехмесячный, а спустя 6-10 лет — годичный курс обучения в Центре военных священников (Форт Манмут, штат Нью-Джерси). Всем им присваивается офицерское звание. При поступлении на действительную военную службу они заключают контракт на три года и приобретают целый ряд льгот, предоставляемых военнослужащим армии США. Они получают денежное довольствие согласно своему офицерскому званию и должности, имеют право на 30 суток ежегодного основного отпуска и до 10 суток административного отпуска, обеспечиваются жильем и бесплатной медицинской помощью. Жизнь капелланов армии США страхуется на сумму до 250 тыс. долл. Им выделяются средства на покупку обмундирования и специальной униформы. Кроме того, военным священникам предоставляется помощь в оплате обучения в гражданском вузе (до 75% от его стоимости или до 3500 долл. в год).

Такое внимание Пентагона к Службе военных священников обусловлено ее немаловажным значением в укреплении психологической устойчивости американских военнослужащих. Капелланы выступают в роли советников и консультантов командиров подразделений и частей по вопросам морально-психологического состояния личного состава, оказывают значительную помощь в воспитании солдат, сержантов, офицеров на морально-этических и гуманистических принципах. Капелланы поддерживают связь с местными религиозными группами и благотворительными организациями, дают консультации по вопросам местных религий и культов в районах боевых действий с точки зрения их воздействия на выполнение боевых задач.

Читайте также: Новости Новороссии.