Великая трансформация России
Опубликовано: 31 мая 2024
Под таким девизом проходил Давосский экономический форум в Швейцарии в 2012 г. Его организаторы тем самым попытались подчеркнуть главный урок глобального кризиса 2008 г. По мнению Президента форума, «капитализм в своем нынешнем виде уже не соответствует миру вокруг нас». Многих это не очень волнует. Большинство населения планеты, как правило, предпочитает более стабильное, спокойное и предсказуемое существование. Тем не менее, перемены кардинально меняют жизнь человечества. Они затрагивают промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, государственные функции, культуру и многое другое. Идет переход к следующему технологическому укладу — применению нанотехнологий, генной инженерии, созданию новых материалов с особо ценными свойствами. Кардинальные нововведения затронули и медицину, и систему образования.
Одновременно появляются признаки назревающих сдвигов в общественном устройстве, зарождение новых его моделей. Меняется мировой порядок и геополитическая обстановка. Однополярный мир, в котором гегемоном выступали США, уступает место многополярному, требующему равноправия, учета интересов и согласия большего круга стран. Полюс политического и экономического притяжения все более перемещается с Запада на Восток, где Китай и Индия — самые многонаселенные государства планеты — демонстрируют рекордные темпы роста. Набирает силу и влияние объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Рождается идея образования общего евразийского пространства как будущей геополитической реалии.
Наряду с информационной, промышленной и геополитической революциями учащаются и социально-политические революции в разных частях планеты. Рушатся оставшиеся еще в мире диктаторские и автократические режимы, открывая путь демократическим преобразованиям.
XXI век отмечен усиливающимся процессом глобализации. Глобальные взаимозависимость и взаимовлияние дают значительные преимущества, но одновременно ставят страны перед серьезными вызовами, на которые необходимо найти ответы, чтобы избежать кризисных потрясений. Ломка привычных отношений и институтов не происходит безболезненно. По мнению американского философа Эрвина Ласло, процесс социальной эволюции на нашей планете подошел к критической фазе макросдвига. Это сопровождается на первой стадии социальным и культурным разладом и даже хаосом, вспышками жестокости и насилия, когда политические режимы проявляют беспомощность перед лицом надвигающихся перемен, а большинство населения стихийно выплескивает свое недовольство, порой прибегая к насильственным действиям. Мы являемся сегодня жертвами этих процессов, порой затмевающих намечающие перемены к лучшему.
Закат американской гегемонии
Показательны в этой связи судорожные усилия США противодействовать закату их гегемонии. Провалы гегемонистской политики следуют один за другим — в Ливии, Сирии, Афганистане, Ираке, Египте, а теперь и в Украине. Современная Украина, ввергнутая Киевом после государственного переворота в хаос и братоубийственную гражданскую войну, оказалась разменной монетой в геополитике США. Всплеск национализма, неонацизма, русофобии, чудовищные проявления вандализма, нравственной деградации, преступности в Украине не находят осуждения со стороны США и их европейских партнеров. Взваливая вину на Россию за гуманитарную катастрофу, постигшую юго-восточные регионы Украины в результате начатой Киевом карательной операции с применением тяжелых вооружений, Америка пытается дискредитировать и ослабить нашу страну. В ход пускается беспардонная пропаганда и экономические санкции, давление на другие государства с требованием поддержать США в их авантюрной политике. Совершаемые в развязанной Киевом войне преступления сознательно замалчиваются западными СМИ.
Россия продолжает прилагать немалые усилия для решения политическими средствами возникшего опасного военного, пропагандистского и торгового противоборства. Но перспектива восстановления мира и сотрудничества в Европе на основе учета интересов и воли ее народов, преодоления международной напряженности остается неопределенной.
Назревающие преобразования в общественно-экономическом устройстве
К сожалению, развитие в мировом сообществе научной и политической мысли, как и общественного сознания явно не поспевает в осмыслении сути и особенностей происходящих перемен. Господствующая в мире идеология, политическая практика и мораль дискредитируют себя. Тем острее ощущается потребность в нахождении новых моделей государственного и экономического устройства, а также глобального миропорядка, которые были бы адекватны вызовам происходящего «макро сдвига». Не случайно Форум 2014г. в Давосе проходил под девизом: «Переустройство мира: последствия для общества, политики и бизнеса». Проведенные обсуждения показали, насколько важно, чтобы в новых моделях находили надлежащее место не только принципиальные улучшения рыночных и управленческих механизмов, но и гуманитарные и демократические ценности, стремление людей к миру, согласию и социальной справедливости. Если западные научные авторитеты задумываются об этом, то и нам пора взяться за ум.
Несмотря на то, что Президент РФ В.В.Путин подчеркивает, что социальная ориентация политики государства не прихоть, а объективная необходимость, существующая реальность этого не подтверждает. Произвольная и несправедливая оплата труда работающего населения, запредельные доходы глав крупнейших государственных компаний и учреждений, как и олигархов частного бизнеса, регрессивное налогообложение, когда на дивиденды, получаемые на капитал, установлен налог в 9%, а остальным работающим – 13% от их зарплаты. Все это приводит к запредельному социальному расслоению. Похоже, что власть больше заботится о новой буржуазии, чем о рядовых тружениках.
В последнее время зреет понимание, что у экономики есть свое гуманитарное измерение, и что порой определяющим является не столько решение проблем в экономической сфере, научно-техническом развитии, сколько в идеологии, политике, общественном сознании и порядке, государственном устройстве, культуре, нравственности. В неэкономической сфере имеется крупный нереализованный потенциал роста производства и улучшения положения дел не только в России, но и в мире в целом. Более того, на переломных и кризисных этапах развития неэкономические факторы, разумная политика могут приобретать ведущую роль. Не в этой ли сфере нужно в первую очередь принимать меры, чтобы переломить ситуацию к лучшему?
Глобальный кризис обнаружил ущербность так называемого «мейнстрима» западной экономической мысли, который российские реформаторы приняли на вооружение. Он показал его очевидную неадекватность постсоветским условиям. Мы столкнулись с разрушительными последствиями как в производстве, так и в духовно-гуманитарной области.
В общественном сознании произошел раскол. Возникли исключающие друг друга полюса в восприятии реформ и проводимой политики, что осложняет оздоровление общества и экономики. Мешает и падение культуры и нравственности, не говоря уже об аполитичности, отсутствии патриотизма, охватывающих часть общества, в том числе молодежь.
Пора понять, что человек, его культура, знания, умение, здоровье, нравственно-духовное состояние имеют ключевое значение для возрождения России. Поэтому важно сделать стратегическим приоритетом инвестиции не только и не столько в новую технику, сколько в человека, в наращивание человеческого капитала.
Не менее важны для достижения намечаемых целей сплоченность общества, уверенность людей в справедливости и жизнеспособности общественного строя, доверие к лидерам государства. Это то, что называют социальным капиталом, наращивание которого все более становится залогом успеха всех других начинаний.
Неотложность смены не оправдавшего надежд неолиберального курса
Отношение к государству и его роли в экономике – одна из ключевых тем начавшегося переосмысления неолиберальных концепций развития и обдумывания новых моделей жизнеустройства. В одной из своих последних книг лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглитц констатирует фундаментальные изъяны в американской модели капитализма. Ему вторят и другие авторитеты. О назревающей революции в умах свидетельствует и доклад ЮНКТАД — Конференции ООН по торговле и развитию (The Global Economic Crisis:System Failures and Multilateral Remedies. UN, New York, 2009, p. III), в котором говорится: «Рыночный фундаментализм laissez-faire последних 20 лет драматически провалил экзамен».
По мнению журнала «Экономист», «Мир наблюдает за восходом нового экономического гибрида, который мог бы быть назван «государственный капитализм» (The Economist. 2010. January 23–29. Р. 22.). На его обложке даже помещен портрет В.И.Ленина — творца НЭПа – политики сочетающей частнособственнические рыночные отношения с командными высотами экономики под управлением государства. Впечатляющим примером государственного капитализма, по мнению журнала, служит китайская модель, которая в XXI веке может стать доминирующей для развивающихся стран. Китай, разумеется, не отказывается от социализма с китайской спецификой. Нация строит, как заявляют ее лидеры, богатое, могучее, демократическое, цивилизованное и гармоничное социалистическое государство и видит в этом воплощение мечты о величии страны.
Словом, вновь начали обсуждаться многими учеными, журналистами и политиками мира на время забытые концепции интеграции (конвергенции) оправдавших себя достижений различных общественных систем, сильных сторон либеральной и социал-демократической идеологий.
Европейцы, в первую очередь скандинавские страны, давно практикуют модель государства благосостояния или социально-ориентированной ры¬ночной экономики. Они ведут поиск новых парадигм развития. Но традиционное неолиберальное мышление еще не утратило своего влияния. И в России значительная часть политической и бизнес элиты ему привержена.
Между тем, конституция определяет Россию как социальное государство. Но его суть не конкретизирована, поэтому общество лишено ориентиров развития, не получает ответа на важнейшие вопросы: «Какая форма демократии будет у нас реализована? К какой социально-экономической формации страна придет в результате проводимых реформ? И что это даст народу?» Отсутствие ясной перспективы, уверенности в будущем не может не сказываться на настроениях граждан и деловом климате в нашей стране. И если даже Джозеф Стиглитц поглощен раздумьями о «Третьем пути между сегодняшним глобальным капитализмом и вчерашним скомпрометированным социализмом», то и отечественным политическим деятелям не мешало бы озаботиться аналогичными размышлениями.
России предстоит выбрать такую модель и стратегию общественно-экономического развития, которая бы органически сочетала социальную и демократическую ориентацию деятельности государства с его командными позициями в управлении плановой и контроле над рыночной экономикой. Нельзя игнорировать тот факт, что здоровая экономика имеет важную и неотъемлемую гуманитарно-общественную компоненту, что безнравственная экономика бесперспективна. Будущее за обществом, ориентированном на удовлетворение насущных нужд современного человека, социальную справедливость, на развитие культуры, образования, науки, улучшение здоровья нации и т.д. На этих направлениях государственной политики должен быть сделан упор. Результаты в стратегическом плане проявятся не скоро, через годы, но они будут иметь ключевое значение для восстановления мощи и величия страны.
Пока в предложениях по оздоровлению российской экономики и ускорению ее роста преобладают задачи технических нововведений, улучшения инвестиционного климата, повышения доли накоплений в ВВП, преодоление инфляции. Все это имеет смысл, но, к сожалению, упускаются из виду стратегические задачи будущего социально-экономического жизнеустройства.
Животрепещущие проблемы остающиеся недооцененными
Остановлюсь лишь на некоторых назревших мерах, которым не уделялось до последнего времени необходимого внимания. Речь идет о сельском хозяйстве, а вернее, агропромышленном комплексе страны (АПК), о сложившейся системе трудовых вознаграждений и, особенно, растущем социальном и имущественном расслоении населения, назревшей культурной революции, способной качественно улучшить духовно-нравственное состояние общества, включая систему образования и воспитания подрастающих поколений.
Сельское хозяйство традиционно воспринималось как малоперспективная и отнюдь не приоритетная отрасль в осуществлении модернизации страны. Между тем, реформы, обусловившие беспрецедентный подъем китайской экономики, начинались именно с аграрной сферы. И у нас в ней заключены огромные неиспользуемые резервы ускоренного и устойчивого развития, а также обеспечения безопасности страны. Ужесточение западных санкций в отношении России и принятие нами мер по противодействию им придало особую актуальность государственной поддержке развития российского АПК и замещения импорта продовольствия собственным производством.
Россия, имеющая сегодня до 40 млн. га неиспользуемых пахотных земель и богатая водными ресурсами, способна не только прокормить себя, но и стать крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. При этом отдача от вложений в АПК происходит относительно быстрее, чем в промышленности. Революционные достижения в биологии и агротехнике, механизации способны приблизить доходность сельского хозяйства к уровню добычи нефти и газа. К тому же увеличение численности населения и уровня жизни во многих развивающихся странах ведет к неуклонному росту спроса на продовольствие, что на руку его экспортерам.
Реализация крупного экономического потенциала АПК требует, однако, существенной коррекции отношения к нему государства. Прежде всего, устранения неэквивалентного обмена продовольствия на промышленные товары необходимые селу. Это касается регулирования цен, условий налогообложения и кредитования, устранения ненужных посредников между производителями и непосредственными потребителями продовольственных товаров, создания сбытовых и перерабатывающих кооперативов на селе. Государственная финансовая и материальная поддержка сельского хозяйства должна включать развитие инфраструктуры и современного жилья для жителей села. Но главное состоит в подготовке кадров, нового класса образованных и владеющих современной агрокультурой и техникой селян.
Второе направление ключевой значимости – наведение порядка в оплате труда работников различных профессий и сфер общества. К сожалению, несправедливость и экономическая необоснованность трудового вознаграждения наблюдается повсеместно в масштабах страны. Существует недооценка и недоплата труда многих профессий. Они сопровождаются целым рядом деструктивных последствий. Страдает дисциплина и отношение работников к своим обязанностям, падает производительность и качество труда, глушится творческая инициатива, возникает соблазн дополнительного нечестного «заработка», включая коррупцию, казнокрадство и др.
Внушительная разница средней зарплаты одинаковых видов труда и его квалификации вызывается не качеством труда, а различиями в финансово-экономическом и социально-политическом положении, в которое поставлены, не безучастия государства, отдельные сегменты общества и экономики. Такого рода сегментацией общества и экономики Россия выделяется среди ведущих стран мира.
Престиж человека начинает все чаще определяться не его трудовыми заслугами, талантом и нравственными качествами, а богатством: роскошным автомобилем, шикарной городской квартирой и загородным домом. Все это отравляет моральную атмосферу в обществе, обесценивает привычные нравственные ценности. Ясно, что стоит задача приведения если не уровней (в бедных странах с невысокой производительностью труда они должны быть ниже), то пропорций вознаграждений работников различных по важности и квалификации профессий в соответствие с мировой практикой и объективными законами воспроизводства трудовых ресурсов.
Влияние духовной культуры на экономическое развитие достаточно существенно, чтобы пренебрегать задачами ее приоритетного развития. К сожалению, в стратегическом планировании оно редко учитывается. Понятие культуры охватывает многие стороны развития человеческого общества и близко по содержанию к понятию «цивилизация».
Можно считать, что материальную культуру олицетворяют прежде всего экономика, национальное богатство страны, ее производительные силы. Степень развития экономики отражает уровень материальной культуры данной нации. Однако главное содержание культуры представляет ее духовная, гуманистическая составляющая. Достижения человеческого разума, завоевания наук, шедевры искусства, богатство языка и литературы, нравственные и религиозные идеалы, определяющие поведение и взаимоотношения людей, — вот что в общественном сознании обычно связано с понятием «культура» и оценкой ее уровня. Интеллектуальная, духовная культура нации сегодня, как никогда раньше, становится фактором социально-экономического прогресса. Современное общество и экономика основываются на знаниях, на высших достижениях культуры. Неслучайно Максим Горький называл писателей инженерами человеческих душ. Но в наши дни души оказались во власти телевидения и кинематографа, их подчиняют себе средства массовой информации.
Элита несет культуру в массы. Правда, здесь нужно оговориться. Те, кого обычно относят к интеллектуальной элите общества, включая ее наиболее влиятельную часть — политический класс, достаточно разнородны. Отнюдь не всех из них можно считать носителями культуры. Бескультурье, невежество, пошлость, безнравственность, беспринципность также имеют представителей в элите и властных структурах. Они, используя свое влияние, могут растлевать человеческие души, насаждать ложные знания и идеалы, прививать дурные вкусы и нормы поведения. В культуре, как и в обществе, наблюдается столкновение добра и зла, возвышенного и низменного, новаторства и ретроградства.
Падение уровня культуры — серьезный тормоз в экономическом развитии. К сожалению, это обычно недооценивается. Укажу лишь на некоторые линии взаимовлияния двух упомянутых сфер общественной жизни. Анализ требует раздельного рассмотрения роли элитарной и массовой культуры. И та, и другая, разумеется, взаимосвязаны, но по-разному воздействуют на экономику. Повышение ее эффективности и конкурентоспособности в большей мере зависит от состояния массовой культуры, нежели элитарной. По крайней мере, это относится к текущему моменту. В стратегическом плане определяющее значение принадлежит элитарной культуре.
Примеры низкого культурного уровня российского населения встречаются на каждом шагу. Причем отсутствие противодействия бескультурью ведет к его усилению. Несоблюдение законов и элементарных норм поведения в коллективе и обществе, своекорыстие и эгоизм, попирающие интересы окружающих, необязательность, разгильдяйство, индивидуализм, пренебрегающий малейшим проявлением человеческой солидарности и взаимовыручки, — все это отравляет социальный климат в стране, отрицательно влияет на трудовую и экономическую деятельность. Ещё более деструктивные последствия имеет массовое распространение коррупции, казнокрадства, воровства и мошенничества, которые превращаются в смертельную болезнь экономики. Небезобидны и такие проявления бескультурья, как нарушение правил гигиены и чистоплотности, загрязнение окружающей среды, варварское отношение к природе. В результате экономика несет значительные потери, ухудшается качество жизни населения, страдает его здоровье. Экономика терпит гигантские убытки от катастроф, пожаров и других бедствий, причина которых в человеческом факторе, низкой профессиональной культуре, недисциплинированности, халатном отношении к своим обязанностям.
Телевидение и печать потакают самым низменным вкусам и интересам людей. Насилие, бандитизм, секс стали распространенными темами книг и передач. СМИ пропагандируют роскошную жизнь людей высшего класса и западные стандарты потребления, недоступные большинству российского народа. Простой человек, едва сводящий концы с концами и обремененный многочисленными житейскими проблемами, ощущает себя униженным. Добросовестность и самоотверженный труд оказываются невостребованными и невознагражденными морально и материально. Более того, они нередко наказываются теми, кому халтура и обман обеспечивают дармовой заработок.
К перечню изъянов духовно-нравственного состояния общества необходимо добавить отсутствие должной политической культуры, гражданской ответственности за положение дел в стране. Те, кто с воодушевлением воспринял перемены и возлагал большие надежды на реформы, испытали разочарование, разуверились в реформаторах. Никто из них не извинился за свои чудовищные просчеты и ошибки, тем более не понес наказание.
Обнищание большого слоя населения, заботы о выживании не оставляли многим людям сил и времени для общественной активности, размышлений о политике. Средства массовой информации отвлекали их внимание от неурядиц в жизни показом по телевизору остросюжетных сериалов, низкопробным эстрадным юмором, музыкальными шоу, спортивными программами. Их сознанием манипулировали, предлагая ту информацию, которая устраивала власти. В таких условиях формирование гражданского общества и эффективной демократии становилось труднодостижимым.
В противодействии падению уровня массовой культуры важнейшая роль принадлежит творческой интеллигенции, публичным политикам, общественным и религиозным деятелям, лидерам бизнеса. Они в идеале должны были бы показывать пример владения знаниями, культурой, интеллигентного и ответственного поведения. Их роль в выявлении ошибок и просчетов в политике и исправлении ее курса, в сохранении национальной культуры могла бы быть весьма существенной. К сожалению, российская элита, прежде всего политическая, оказалась не на высоте положения. Уровень ее опыта и знаний явно не соответствовал масштабам предпринятых преобразований, а моральные устои уступили жажде власти и быстрого обогащения. Тем самым были заданы порочные ориентиры поведения для значительной массы населения. Ценности духовные были быстро забыты в угоду меркантильным интересам. Рынок нуждался в массовом и невзыскательном спросе, обещающем быстрые и крупные доходы.
Дорогостоящая элитарная культура оказалась невостребованной, поскольку имела узкий круг потребителей, а ее достижения не обещали быстрых денег. Поэтому отнюдь не случайно в литературе, кино, на телевидении перестал быть героем честный и добросовестный труженик, к тому же обедневший в одночасье. Его место заняли рыцари удачи – нувориши, мафиози, бандиты и мошенники разных мастей, окруженные своими прихлебателями. Учителя, врачи, ученые и многие другие представители интеллигенции и бывшего среднего класса превратились в «новых бедных». На авансцену общественного внимания вышли «новые русские» с их дорогими автомобилями, роскошными квартирами, загородными виллами и другими атрибутами высокого социального статуса. Выдающиеся деятели искусства и науки находили часто достойное признание и вознаграждение не на родине, а за рубежом.
Коммерциализация общественных отношений сказалась на российской творческой интеллигенции, литературе, кино, музыкальном, театральном и изобразительном искусстве. Многие служители культуры пожертвовали высокими идеалами доброго и вечного в угоду нетребовательному спросу. От школ потребовали сокращения часов, отводимых на изучение русской классической литературы и языка, нашей истории. Лучшие образцы духовного творчества нации оказывались все менее востребованными и утрачивали воспитательную роль.
Рыночные свободы отрицают нерыночные закономерности развития культуры. Примеров антагонизма рынка и нравственности, рынка и культуры более чем достаточно. Противопоставить им можно немногие положительные факты. Поэтому все громче слышатся призывы сдерживать рыночный эгоизм, безудержную погоню за наживой, требовать от предпринимателей и чиновничества социальной ответственности. Другими словами, общество ждет от них заботы не только о своем, но и об общественном благе.
Экономика страдает от негативных перемен в сознании и поведении людей. Пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения. Велика роль в воспитании культуры и нравственности всей системы образования. Но, кажется, это не заботит авторов реформ в данной сфере. Правилам вежливости, бытовой гигиены, поведения в общественных местах и многому другому детей по-настоящему в школах не учат. Далеко не всякая семья может восполнить этот недостаток.
Подъем культуры во всех ее проявлениях не может не находиться в числе приоритетных задач государства. Это — важнейшая предпосылка модернизации экономики, гармоничного развития и процветания всего общества. Поэтому на развитие культуры нельзя жалеть бюджетных денег. Здесь нельзя ожидать быстрых и ощутимых улучшений, но в стратегическом плане страна выиграет. Одними пропагандистскими кампаниями в прессе и на телевидении дело не исправить. Требуется длительная и настойчивая культурно-воспитательная и просветительная работа, причем особое внимание следует уделять подрастающему поколению. Селекция высоконравственных и авторитетных воспитателей не стала пока заботой властей. Поборникам технических инноваций как фактора обновления страны не следует забывать, что инвестиции в наращивание культурного потенциала нации способны принести не меньшую, а даже большую отдачу в деле модернизации страны.
Надеюсь, что высказанные мною соображения помогут нахождению ответов на вызовы назревающих и совершающихся в развитии нашей цивилизации, как и всего мира кардинальных сдвигов.
Читайте также: Новости Новороссии.